Власть приучает нас к повышению тарифов как к неизбежному злу, облегчая себе жизнь
Свершилось то, что нам обещали ещё в начале текущего года: тарифы на коммунальные услуги с 1 июля подняли в среднем на 7,8%, при этом тариф на электроэнергию возрастёт до 8,7%. В отдельных муниципальных образованиях (в том числе в Чите) представительная власть согласовала с Региональной службой по тарифам и ценообразованию на тепло- и водоснабжение увеличение тарифа на 15%.
«… И благодарите, что не больше»
Много это или не очень - другой вопрос. Главное здесь то, что избранная нами власть относится к грабежам кошельков своих сограждан через тарифную политику на ЖКХ со спартанским спокойствием. Придуманная ею мантра о катастрофизме в отрасли приучает людей к мысли, что это неизбежно, надо раскошеливаться, ибо погибнем. Драматичные телевизионные картинки из Армении, где именно бездумное повышение тарифов на «коммуналку» для небогатого населения привело практически к аналогу украинского «майдана», нашу власть ничему не учит. Региональные и муниципальные руководители Забайкальского края, зарплата которых в 10-15 раз выше, чем средний доход населения, а каждый пятый житель находится за чертой бедности, невозмутимо утверждают: это ещё, дескать, по-божески, в следующем году повышение может быть и на 100%. Игра опасная. Но то, что это чревато социальными потрясениями, власть, похоже, не волнует – в нашем регионе петух их ещё не клюнул.
Однако в воздухе уже запахло жареным. Кое-где это почувствовали. Волгоградские депутаты, например, направили в федеральные органы власти обращение с просьбой ввести мораторий на рост тарифов на электроэнергию, газ, водоснабжение до 2017 года. Примерно в это же самое время наш губернатор Константин Ильковский, отвечая в прямом телеэфире на вопросы, сказал однозначно: «Конечно, тарифы повышаться будут». Ну, и объяснение традиционное: если тарифы не повышать, услуги просто не будет, ибо… Далее могут идти страшилки по поводу катастрофического состояния наших коммуникаций, роста цен на составляющие и т.д. Ну, а если ещё учесть постоянную потребность энергетиков и коммунальщиков повышать зарплату своим работникам, то как всем нам не смириться с неизбежностью объявленного апокалипсиса в сфере ЖКХ, если мы в очередной раз не раскошелимся. Остаётся лишь снять шапку перед героическими усилиями наших коммунальщиков и поставить свечку за их здоровье, чтобы завтра вообще не остаться без света, воды и тепла.
В предвкушении катастрофы…
Что сегодня требуется от организаций, обеспечивающих коммунальные услуги, чтобы поддерживать высокий уровень тарифов (во всяком случае, побуждать тарифную службу это делать)? Думается, не так много: исправно рисовать картину катастрофизма в сфере коммунальной инфраструктуры. А что остаётся нам, простым гражданам? Верить, ведь проверить мы не можем. И получаем то, что получаем. Платим, как за призрак, которого не видим. Качество не лучше, чем вчера, а счёт больше, чем сегодня.
Нам, конечно, объясняют. Ну, например, компетентно говорят: износ объектов ЖКХ в стране составляет более 60%, в Забайкальском крае – до 90%. При обсуждении очередной Программы развития коммунальной инфраструктуры руководители ТГК-14 приводили потрясающие факты: в последние годы ежедневно происходит до 80 порывов теплосетей, поскольку их изношенность достигает 85%, а тех, которые достались в наследство от военведа – до 90%. Запомнились и такие данные. На обслуживании ТГК-14 находится 1362 жилых дома, а в проведении капитального ремонта систем водоснабжения нуждается 1158 домов, на что за пятилетку ТГК-14 нужно потратить 2 млрд. 721 млн. рублей. Суммы, да и вся информация впечатляет – более того, заставляет как бы смириться с растущими высокими темпами тарифами, а также с дополнительными поборами на капитальный ремонт зданий. Но вот вопрос: в чём потребитель-то провинился?
В этой связи хочется напомнить: в конце прошлого года Владимир Путин призвал интенсифицировать усилия и искать дополнительные источники финансирования коммунальной сферы, а не видеть их только в безудержном повышении тарифов – нагрузка на потребителей и так очень велика. За состояние коммунальной инфраструктуры по закону отвечают органы местного самоуправления, напомнил он. Именно муниципалитеты должны заниматься модернизаций коммунальной инфраструктуры, необходимо создавать условия для привлечения в сферу ЖКХ частных инвесторов.
Но вот с этим у нас пока затишье. Легче прислать счёт рядовому потребителю с новыми суммами оплаты по тарифам. И изрядно напугать его грядущей катастрофой в сфере ЖКХ – заплатит, куда он денется.
Без удержу и без контроля
Нередко от властей можно слышать: мы, дескать, живём в рыночной экономике, цены на уголь растут, стоимость перевозок – тоже, зарплаты в энергетике и отраслях ЖКХ повышать надо, от роста тарифов не уйти.
Так ли это? В США и Европе, например, люди тоже живут в условиях рынка, но тарифы на жилищно-коммунальные услуги повышают не каждый год, а если это и происходит, то с активным и решающим участием общественных жилищных организаций – каждый цент или марку просчитают, обоснуют, обсудят. У нас же Региональная служба по тарифам и ценообразованию, равно как и другие инстанции, никого ни о чём не спрашивают – повышают по полной программе, а нередко и в большем объёме, чем предписывает федеральная власть. Причина - отсутствие гражданского общества, общественные организации помалкивают. А когда над властью нет общественного контроля, никто не требует обоснования повышения тарифов – почему бы их и не вздуть по максимуму? Что и происходит.
Заданность на постоянное повышение тарифов заложена изначально и во все программы по развитию ЖКХ или энергетики края. Например, говорится, что тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма затрат всех участников процесса предоставления услуги. Тот, кто написал и принял это положение, имеет смутное представление о рыночной экономике. Тариф, как и любая цена, на рынке складывается по спросу и предложению в условиях конкурентной среды. Если же допустить, что тариф будет складываться по затратам производителей услуг, то что можно ждать от таких производителей, кроме постоянного накручивания этих затрат? Они кровно будут заинтересованы не в снижении себестоимости, а, напротив, в повышении затратных составляющих.
Это ранее было подмечено и партийными функционерами. Например, лидеры Забайкальского отделения «Единой России» заявили: «Единая Россия» не допустит больше безосновательного повышения тарифов ЖКХ, наша партия взяла на себя контроль над изменением тарифов. Причём, уже очевидно, что многие жилищно-коммунальные организации фактически заинтересованы не сокращать, а завышать свои потери и собственные расходы, так как именно сверх этих расходов формируется их нормативная прибыль… При этом тарифы становятся просто неподъёмными, причём на фоне низкого качества услуг ЖКХ, особенно по тепло- и водоснабжению, и население начинает справедливо негодовать».
Золотые слова. Правда, хотелось бы видеть за правильными словами вполне конкретные дела. Ну, например, организовать независимый и компетентный аудит всех расходов и доходов основных организаций в коммунальной сфере, широко обсудить итоги этого аудита и придать их гласности. То есть вывести тарифный призрак из тумана. А главное, потребовать от коммунальщиков снизить тарифы до рационального и экономически обоснованного уровня, а не наживаться на непомерных поборах с граждан. Ведь широко известно, какие высокие зарплаты себе устанавливают руководители ЖКХ, какие сверхдорогие машины покупают, какие элитные квартиры приобретают и т.д. Источник всех этих благ – кошельки граждан в условиях завышенных тарифов на коммунальные услуги.
О том, насколько необоснованно повышение тарифов в энергетике (а эта составляющая имеет решающее значение в услугах ЖКХ), красноречиво говорил и Владимир Путин на одном из совещаний: «Есть примеры, когда реальные акционеры сбытовых организаций неизвестны, всё спрятано в оффшорах, а рост прибыли от продаж электроэнергетики составляет 279% у сбытовых организаций, а дивидендные выплаты выросли на 312%». В основе всего этого – безумно завышенные тарифы для населения. Не случайно президент заявил: «Мы не можем допускать, чтобы коррупционный налог, разного рода откаты ложились на плечи потребителей и вели к многократному и ничем не обоснованному удорожанию наших строек и объектов. Да и в ЖКХ тоже цены-то растут, в том числе и по этой причине».
Но вот что странно. Глава государства, правительство всё это понимают, но ежегодно дают установку: тарифы можно повысить на 15-25%. Но почему надо обязательно предусматривать их рост? А не лучше ли спросить с производителей услуг ЖКХ, электроэнергии, тепла за использование внутренних резервов. Почему у нас имеются гигантские потери на теплотрассах, в электрических сетях, почему имеет место необоснованное повышение и без того сверхвысоких зарплат в этих отраслях?
Но ведь для власти больно хлопотно всё это. А для производителей услуг в сфере ЖКХ – не выгодно, им весомый «навар» на прибыль нужен. Легче напугать население грядущей катастрофой и драть с него три шкуры. Опасная игра.
Владимир Тихомиров