Одной рукой власть ужесточает требование к чиновникам, другой – порождает вседозволенность.
На днях Владимир Путин предложил ввести присягу для чиновников и наказание за её нарушение. Что это будет за документ – скоро узнаем. Но, судя по всему, ждать чего-то радикального сложно.
Мерзавец, но свой
Всё чаще общество сталкивается с таким феноменом: разоблачается высокопоставленный чиновник, следственные органы шокируют людей суммами уворованного, в СМИ – кадры VIP-воров в клетках судебных заседаний, статьи, комментарии, а дальше… тишина. Через некоторое время выясняется: того не судили, а наградили, этому дали условный срок, а третьего – выпустили по УДО через пару месяцев.
Вот свежая информация о бывшем командующем СибВО, затем главкома сухопутных войск генерал-полковнике Владимире Чиркине – в том же ряду. Как известно, он был уличён во взятке (обещал офицеру за 20 тыс. долларов получить квартиру), осужден на 5 лет колонии, лишён звания и наград. Но потом начались странные вещи. Московский окружной суд, рассмотрев апелляцию, решил, что к распределению квартир Чиркин отношения не имел, а значит «взятку получить не мог». Обвинение ему было переквалифицировано на мошенничество и срок заключения изменён на штраф. Осужденному также были возвращены его ордена и звание генерал-полковника.
Ну, не нам судить суды. Жираф большой – ему видней. Но вот дальше начинаются такие странности, которые, конечно, нас, простых смертных, не задеть не могут. Сразу же начальник Генштаба Валерий Герасимов высказался за то, чтобы Чиркин вернулся на службу в Минобороны. Мошенник в характеристике Валерия Герасимова превратился в «благородного» и «неподкупного» (!?) рыцаря, которого отличает «приверженность духовно-нравственным ценностям российского воинства». Осужденному за мошенничество подчинённому приписываются «бескорыстная отзывчивость на просьбы подчинённых, доброта, порядочность и честность».
Рука не поднимается дальше цитировать характеристику на высокопоставленного мошенника, которую обнародовала одна уважаемая газета. Не конкретно в этом персонаже дело. Дело в том, что с нами, гражданами той же страны, можно обращаться подобным образом, отмазывая своих «социально близких» коллег. Страшно то, что мы начинаем к этому привыкать. Высокая должность теперь, похоже, служит индульгенцией от правосудия. Власть как бы испытывает людей на терпение: что ещё граждане страны могут проглотить молча, какое своеволие снести?
Вот вспомним, как спокойно снесли мы назначение бывшего министра обороны Сердюкова на новую должность. После того, как в общество Генпрокуратурой и Следственным комитетом России была вброшена просто шокирующая информация о тотальном воровстве бывшего военного министра с соподельниками, озвучены миллиардные суммы хищения и прочие аферы, изумлённым россиянам преподнесли новость: Сердюков награждён орденом и назначен гендиректором «Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения», одной из структур госкорпорации «Ростехнологии». А прежний гендиректор центра, доктор наук, академик Захид Годжаев стал его заместителем.
Бывший специалист по продаже мебели, а затем и многочисленных объектов военведа Анатолий Сердюков, теперь стал большим учёным и ему поручено заняться исследованиями и испытанием тракторной техники. «Гланая задача – это сохранение всех зданий и сооружений», - сказал главный инженер предприятия. Прекрасный выбор, ибо именно по части распродажи государственных зданий у экс-министра накоплен богатый опыт.
Допустим, что Сердюков ни в чём не виноват (судебного решения-то так и не появилось) и не было озолотившегося зятя Пузикова, десятков квартир и дач, розданных министром родственникам, многомиллионных откатов – всё это придумал Следственный комитет России. Но ведь усилиями самой же власти он де-факто стал символом коррупции в нашей стране. Как и его ближайшая соратница Евгения Васильева, тоже милостиво отпущенная из «заточения» в собственной шикарной квартире, а потом из-под стражи по УДО. Сейчас же все понимают: практически это сертификат о прощении властью «мерзавцев, но своих».
Недавно стало известно, что сын Анатолия Сердюкова 27-летний Сергей Сердюков заключил новый контракт с федеральным казенным учреждением «Налог-Сервис» ФНС России. Госструктура с ноября 2015 года по июль 2016 года обязуется выплачивать ему по 945 тыс. рублей в месяц за аренду складских помещений. Сдача в аренду недвижимости является одним из основных направлений бизнеса семьи Сердюковых.
Чиновничье братство
Что говорить, видя всё это на уровне федеральной власти, на местах, в регионах также считают «святым делом» отмазывать своих, социально близких зарвавшихся товарищей. На слуху в крае несколько дел, которые умышленно были заволокичены, и виновные вышли сухими из воды (о некоторых мы уже писали, повторяться не будем). Да и не в конкретных персоналиях дело. Дело в двойных стандартах и уверенности в том, что «чиновничье братство» должно не бросать своих коллег, будучи даже замешенных в уголовных делах. Что заставляло, например, группу депутатов читинской городской Думы ходатайствовать перед следствием о изменении меры пресечения некоторым проштрафившимся коллегам, находящихся под стражей? Не им знать, что вмешиваться в дела следствия нельзя даже депутатам?
Характеристики, которые раздают коллеги попавшим под следствие товарищам, пестрят эпитетами «интеллигентный», «умный», «отзывчивый», «деловой» и проч. – впору к награде представлять.
Недоумение у многих вызывает и волокита по делам подследственных важных персон. Вот, например, бывший зам. мэра Читы Вячеслав Шуляковский по мотивам коррупции был задержан ещё в феврале 2014 года. А дело всё тянется. Какая необходимость? Это же можно сказать и в отношении других бывших чиновников Татьяны Охрименко, Анатолия Куликова, Любови Клейнос, депутата Алексея Шуранова. И поважнее дела распутывают в более короткие сроки, а тут… Туману много, а дела мало. Может быть, потому, что всем им даются прекрасные характеристики их коллегами и идут постоянные ходатайства в их пользу? А может быть, хотят протянуть время и закрыть дела «по истечении срока»? Забайкальцы, привыкшие к лояльности высокопоставленных чиновников к себе подобным, дорогим социально близким, не удивятся, что и все остальные фигуранты резонансных дел отделаются лёгким испугом.
И, видимо, прав департамент социологии и политологии финансового университета при правительстве России, согласно рейтингу которого жители Читы по доверию к судебной системе оказались на предпоследнем месте в РФ. Уровень доверия читинцев составил 45%.
Последствия всего этого, думаю, будут самые печальные. Трудно даже представить, какую страшную мину закладывает под общество власть такими действиями.
Владимир Тихомиров