Два года назад все мы стали свидетелями обыкновенного голливудского чуда. Каскадер Чад Стахелски и его коллега Дэвид Лейтч сняли свой первый фильм, который вызвал бурный восторг у поклонников боевиков и собрал в прокате около 90 миллионов долларов, в четыре раза окупив бюджет. Не все, правда, оценили; Киану Ривз чуть не получил «Золотую малину» с ехидной формулировкой «За восстановление репутации», но что эти люди понимают! У фанатов были все основания надеяться на вторую часть и на то, что проклятие сиквелов не сработает и второй «Джон Уик» окажется не хуже первого. Судя по тому, какое восхитительное кино идет сейчас в кинотеатрах, поклонников было так много и надеялись они так сильно, что реальность просто не могла не отозваться.
Игра на зрительской ностальгии – дело опасное и не всем удается. Вот, скажем, Сталлоне со своими «Неудержимыми» дошел до стадии почти полной интерактивности, что хорошо, но утратил чувство зрителя и, соответственно, количество кровищи и прибыли, что плохо. Чад Стахелски – человек с пониманием: он даже не прикидывается тем, кем не собирается быть. Поэтому «Джон Уик» как привет «Пороку на экспорт» от души заканчивается в первые десять минут, чтобы продолжиться от всего сердца как «Из Матрицы от Константина с любовью». И это такая любовь и такое знание жанра b-movie, какое теперь уже редко встретишь. Кроме того, Стахелски и его сценарист Дерек Кольстад, кажется, совершенно ничего не боятся, ни в чем себя не ограничивают и потому смело строят на плечах предшественников свой собственный мир с инфраструктурой для киллеров, который временами балансирует на грани между винтажом и стимпанком.
Надо сказать, что мир этот очень здорово отдает комиксовостью, которая была заложена еще в первом фильме и вот теперь получила свое развитие. Рискованная игра – но у Стахелски безупречный вкус, так что результат получается стильным, по-хорошему безумным, очень ностальгичным и, что немаловажно, смешным. Да-да, смотреть «Джона Уика» весело, потому что все эти шутки контекста, вроде встречи Киану Ривза с Питером Стормаре и Лоуренсом Фишборном, ясны фанату как день, а безупречную вежливость, которая в любой момент переходит в резню, нельзя не оценить. Правила пришли из «Перевозчика», отель – из логова папаши Миднайта, предфинальная сцена – из «Рейда» и «Леди из Шанхая», перестрелка Ривза с Коммоном – из «Королей улиц» (хотя там она не была такой безупречно учтивой, что хочется смеяться на весь зал), карандаш из «Великого уравнителя»…
Короче говоря, можно перечислять бесконечно, откуда что взялось в этой вселенной, которую нам совершенно нечаянно подарили два бывших каскадера, один толком пока никому не известный сценарист и целая труппа отличных актеров – начиная от Уиллема Дефо в первом фильме и заканчивая Франком Неро во втором. А можно, не размениваясь на мелочи, просто сказать: «Чтоб я так уходил на пенсию, как у Киану Ривза плохая репутация, и чтоб я так жил, как боевик умер». И пока Чад Стахелски обсуждает с очень заинтересованной Lionsgate вероятность сериала и готовится снимать третью часть - предлагаю послать в ноосферу сигнал с четким перечнем пожеланий. Меньше патронов! Больше ганкаты! Счастья для всех бомжей даром, и пусть ни один голубь не пострадает, а всем злодеям воздастся от бородатой и нечесаной Бабы Яги по делам их!
Клара Хоменко
Смотрите расписание и покупайте билеты на киносеанс в «Афише Забмедиа»