Средняя зарплата в Забайкалье может превысить 14 тысяч рублей

11:04, 11 апреля 2008

Прошло почти 10 лет с момента, как в стенах администрации Читы поселилась идея создания в городе мусоросортировочного завода. В 2009 году официально оформился проект строительства, а в 2010-м для компании ОАО «Забайкалспецтранс», учредителем которой является мэрия, была утверждена инвестиционная программа.

По программе было закуплено испанское оборудование, поступившее в краевой центр в 2012 году и долгое время лежавшее под открытым небом. Потом с горем пополам его начали монтировать, но сроки открытия объекта всё время откладывались из-за нехватки средств. В ноябре 2015-го завод даже торжественно запустили, но в тестовом режиме. На календаре год 2017-й, «Забайкалспецтранс» снова просит деньги на открытие завода. Анекдот?

1 апреля - День смеха

«Забайкалспецтранс» уже давно взял за правило просить у города денег накануне предполагаемого открытия пресловутого завода. Так было в 2014 году и в начале 2015-го. Правда, в феврале 2015 года экс-директор предприятия Вячеслав Колычев был задержан следователями по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии прокуратуры, нечистоплотная деятельность Колычева могла также негативно влиять и на запуск завода. Поэтому к середине апреля на пустующее место директора бывший руководитель администрации Читы Владимир Забелин назначил Антона Пономаренко, возглавлявшего на тот момент УК «Регион». При новом руководителе завод всё-таки запустили, но проработал он всего пару месяцев.

А зачем вообще нужен мусоросортировочный завод Чите? На самом деле выход этого объекта на проектную мощность может практически решить проблему со свалками вокруг города. Дело в том, что будет уже совершенно неважно, какие свалки принимают мусор, а какие не принимают - большая часть будет проходить через завод. При этом полностью изменится вся система захоронения мусора. Он будет сортироваться. В первую очередь из отходов будет выделяться картон, пластиковые бутылки, полиэтилен и алюминиевые банки (для вторичной переработки). Оставшийся мусор просеивается на мелкие фракции и на крупный мусор (соотношение 30 на 70 процентов), последний пойдёт под пресс. После такой переработки один кубический метр мусора будет весить не 200 килограммов, как сейчас, а больше тонны. Соответственно объём вывозимых с завода отходов уменьшится в пять раз.

Да и хранить такие кубики гораздо удобнее, для этого разработана специальная технология. Поэтому ответ однозначный - завод городу нужен. Но вот почему он превратился в долгострой, и будет ли он запущен вновь 1 апреля 2017 года, как пообещал недавно Антон Пономаренко? Ответы на эти вопросы не так давно пытались найти депутаты комитета жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, транспорта и связи на заседании в гордуме Читы.

Без гарантии

Пришедшие на заседание мэрии представители «Забайкалспецтранса» (директор предприятия Пономаренко находится на больничном) прежде всего объяснили, зачем им снова понадобились деньги и почему завод после тестового запуска не работает уже больше года. Как оказалось, за длительное время строительства успели измениться требования федерального законодательства, из-за чего вновь пришлось возвращаться на стадию проектирования. Изменения в проект были внесены, но на это ушло время. Только к концу 2016 года

«Забайкалспецтранс» имел на руках новые документы и положительное заключение госэкспертизы. Корректировки коснулись, в частности, требований по пожарной безопасности, установки контрольно-пропускного пункта и автоматизированных весов при въезде на объект, а также создания склада готовой продукции, так как полученный из мусора картон хранится сейчас под обычным навесом, из-за чего на него попадает влага. Он просто сгнил и покрылся плесенью, целлюлозные волокна разрушены, а, значит, его уже невозможно переработать.

- На данный момент, согласно скорректированной проектной документации, нам необходимо 19,6 миллиона рублей. Например, только автовесы с пунктом радиометрического контроля и КПП обойдутся в 7,4 миллиона. Но весы необходимы, потому что приём мусора от сторонних организаций должен вестись по утверждённому тарифу в соответствии с лицензией на обработку. Чтобы приём вести корректно, нужен инструмент (весы - ред.). К тому же учёт объёмов нужен и для контроля формирования тарифа на обработку мусора, - прокомментировала новую смету заместитель гендиректора по экономике ОАО «Забайкалспецтранс» Юлия Бурд.

Всего же предприятие запросило у города через депутатов 31 миллион рублей. Деньги также нужны на асфальтирование подъездных путей, но это задача уже второстепенная, её можно отложить. Однако и 20 миллионов в бюджете Читы найти невозможно, о чём депутаты гордумы заявляют однозначно. Более того, члены комитета ЖКХ возмутились тому, что город на строительство мусоросортировочного завода уже потратил почти 100 миллионов рублей. Остальные расходы идут за счёт инвестиционной составляющей и собственных средств предприятия. Например, «Забайкалспецтранс» выплачивает деньги по договору лизинга, в рамках которого приобреталось оборудование. Стоимость лизинга - 241 миллион, выплачено на данный момент 170 миллионов. Есть ещё кредиты и прочее, и прочее. Таким образом, на завод затрачено почти 350 миллионов рублей, а он до сих пор не работает. Интересный факт - гарантийный срок на испанское оборудование уже истёк. Завод, кстати, в ноябре 2015 года и запускали с той целью, чтобы проверить исправность всех деталей и агрегатов, а 31 декабря гарантия кончилась.

Ремонт во время чумы

Вся эта арифметика при отсутствии выхлопа наводит на мысли о том, что вложенные деньги кто-то ловко «сортирует» в свой карман. На каком этапе это произошло или происходит - ответить невозможно, здесь должны разбираться компетентные органы. К слову, их тоже не устраивает сложившаяся ситуация. Так, помощник Читинского природоохранного межрайонного прокурора Татьяна Портнова, присутствовавшая на заседании, заявила, что если исходить из озвученных сумм, то городу легче по 6 миллионов тратить в год и убирать несанкционированные свалки, нежели найти 30 миллионов рублей к 1 апреля.

Во время совещания и сами депутаты не скупились на аллегории в адрес многострадального завода. Кто-то сравнил его с космическим кораблём, в который вкладываются огромные деньги, а он так и не летит. А депутат Наталья Нестеренко и вовсе назвала проект «Нью-Васюками» - так иронически с подачи Ильфа и Петрова у нас в стране давно обозначаются неосуществимые планы. Более того, народные избранники практически единогласно высказали мнение, что не верят в очередной запуск завода, обещанный на 1 апреля, так как денег город точно не сможет найти, а, значит, и «Забайкалспецтранс» будет сидеть без дела. На этом фоне дорогостоящий ремонт офисного здания, где располагается руководящий аппарат «Забайкалспецтранса», и вовсе вызвал у депутатов немой гнев. Представители предприятия пояснили, что ремонт был необходим для создания положительного имиджа компании…

По итогам совещания члены комитета ЖКХ решили обратиться к руководству администрации Читы с требованием разобраться с «Забайкалспецтрансом» и решить, наконец, вопрос по запуску мусоросортировочного завода. Правда, от таких требований всем ни холодно, ни жарко.

Статья опубликована в газете «Экстра» №7 от 15 февраля 2017 года

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"