Россия покинула двадцатку лидеров по производству контрафакта

16:07, 18 апреля 2008

Уже не первый год самолет-амфибия Бе-200ЧС приходит на помощь в борьбе с пожарами в Забайкалье. На счету экипажей этого «крылатого пожарного» множество побед над огненной стихией. Гидросамолет Бериева – объект повышенного внимания как простых наблюдателей, так и тех, чья жизнь в той или иной мере связана с авиацией. О своем надежном «напарнике», о том, как приходится усмирять огонь с воздуха в целом и в условиях Забайкальского края в частности, Забмедиа рассказал командир авиационного звена (на Ан-74, Бе-200ЧС), КВС-инструктор Хабаровского авиационного-спасательного центра МЧС России, командир воздушного судна Бе-200ЧС Олег Лапутько.

- Олег Анатольевич, расскажите об эффективности применения самолета при тушении пожаров.

- Самолет Бе-200ЧС при определенных условиях, таких как приближенность пригодных для забора воды водоемов к району пожара, поддержка работы авиации наземными силами, благоприятные метеоусловия, повышают эффективность пожаротушения с использованием самолета Бе-200ЧС. Плохие метеоусловия, особенности рельефа, и, самое главное, удаленность водоемов от места сброса, удаленность аэродрома при заправке водой с земли, соответственно не лучшим образом сказываются на эффективности борьбы с пожарами авиацией.

Олег Анатольевич Лапутько. Родился в 1966 году. В 1987-м окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П. Чкалова. В 1999 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Лётчик-снайпер, полковник запаса. Уволен в 2011-м в связи с организационно-штатными мероприятиями с должности заместителя начальника отдела боевой подготовки морской авиации ТОФ. В авиации МЧС с ноября 2011 года. Освоенные самолёты: Л-29, МиГ-21, МиГ-23, Миг-27, Су-24, Су-25, Ан-26, Бе-200.

- Получается, главное – наличие водоемов и метеоусловия, позволяющие экипажу качественно и в соответствии с нормами безопасности вести борьбу с огненной стихией. Кто и как оценивает пригодность водоема для забора воды? Как происходит забор воды?

- Есть определенные особенности. Самолет Бе-200 может не просто забирать воду, он может еще и плавать. Все зависит от задач, которые поставлены перед экипажем. Чтобы плавать, что необходимо при проведении спасательных операций, нужна одна глубина, для забора воды нужна другая глубина.

В первом случае требования к глубине водоема - не менее 2,6 метров. Если в деталях, то самолет не имеет реверса (механизма для направления части реактивной или воздушной струи по направлению движения воздушного судна и создания обратной тяги, необходимой для торможения самолета во время пробега - прим. автора), поэтому, когда он приводняется, двигатель продолжает работать на малом газу и создает определенную тягу, «машина» продолжает на определенной скорости двигаться вперед. Чтобы уменьшить скорость движения по воде, выпускаются шасси. При этом путевая скорость снижается до 4-5 км/час. С такой же скоростью передвигается человек шагом по земле. Для чего нужно снизить скорость? При спасательных операциях необходимо выгрузить или погрузить на борт лодку, спасателей, пострадавших. Это безопаснее выполнять на такой скорости. Также Бе-200, благодаря своей конструкции, с выпущенными шасси может выезжать на берег на специальную площадку, отвечающую требованиям его эксплуатации.

При заборе воды самолет погружается в водоем на глубину не более одного метра. Это не говорит о том, что для забора может подойти абсолютно любой водоем. Посадка на воду при заборе происходит на скорости 160-190 км/час. Для забора используются два ковша, которые выпускаются в нижней части фюзеляжа на месте слияния первого и второго реданов (уступ или «ступенька» на днище глиссирующих катеров и гидросамолетов - прим. автора). Ковшики имеют квадратную форму 18х18 сантиметров. Под действием скоростного напора, без помощи насосов, под большим давлением они наполняют восемь баков объемом 1,5 тонны каждый примерно за 20 секунд – всего 12 тонн. Баки заполнились – ковши убрались. Самолет набирает скорость 200-210 км/час, отрывается от воды и набирает высоту. Ранее ковши были большего размера, что позволяло забирать одну тонну в секунду. Сейчас их модернизировали, поэтому время забора немного увеличилось.

Сбрасывать воду можно по одному баку, по два бака и залпом. Сброс по бакам позволяет увеличивать площадь «полива» за счет увеличения времени сброса. Баки при этом поочередно открываются с интервалом в 1 секунду. При сбросе «залпом» выливается вся вода. Высота, с которой сброс будет максимально эффективен – 50 метров. Если ниже бросать, то можно и деревья повалить, и верхний плодородный слой почвы смыть. Если выше – вода начинает распадаться на дисперсионные частицы, поэтому падает эффективность пожаротушения.

Нам подходят водоемы протяженностью хотя бы в два километра. Экипаж сверху визуально оценивает водоем, пути подхода к нему, ветровые условия, с какой стороны можно подойти, с какой нет. Водоемы сверху достаточно хорошо просматриваются. Хорошо видны крупные предметы, бутылки, мусор, рыболовные сети, плавающие на поверхности. Если все параметры соответствуют требованиям безопасности, командир воздушного судна принимает решение производить забор с этого водоема. Иногда приходится по нескольку раз проходить над водоемом, чтобы оценить его пригодность. Самая главная проблема для нас это птицы. Как правило, на водоемах обитают крупные представители пернатых.

- Во «всемирной паутине» уже давно блуждает история об обгоревшем водолазе, которого, якобы, Бе-200 «засосал» при заборе воды, а затем сбросил на пожар. «По зубам» амфибии Бериева водолаз?

- Да, история давняя. Однако бессмысленная. Водолаза Бе-200 «засосать» не может. Ковши несоразмерны с водолазом.

- В Забайкалье забор воды ведется с Ивано-Арахлейских озер и с озера Кенон. На каком удалении от них максимально эффективно использование одного борта Бе-200ЧС в нашем регионе?

- Эффективность использования самолета больше тогда, когда водоем находится рядом с районом пожара. Когда время между забором и сбросом минимальное. Если 5-10 минут – это очень хорошо. Когда интервал между сливами 40, 50 или 60 минут, естественно, эффективность снижается.

Учитывая расположение этих озер, можно сказать, что максимальной эффективности можно достичь на удалении «пожар-вода» 60 километров. Интервал между источником воды и пожаром в 150 и более километров - это уже много. Несложно посчитать. Скорость самолета при работе на пожарах - 350 км/час. Расход топлива - две тонны в час. Использование амфибии при полной заправке топливом рассчитано на 4,5 -5 часов. Предположим, что район пожара находится в 160 километрах от места заправки самолета водой. Туда-обратно – 320 километров. Это час работы. Получается, что за пять часов самолет в воздухе сожжет 10 тонн топлива и «увезет»20-30 тонн воды. В общем 4-5 тонн в час. При больших площадях пожаров это неэффективно. В целом в Забайкалье водоемов, пригодных для забора воды, крайне мало. Это недостаток вашего региона для нас. Если точечные пожары или постройки, или когда пожар подходит к населенному пункту, бесспорно, здесь эффективность использования авиации недооценивать нельзя.

- Олег Анатольевич, известно, что двигатели самолетов «недолюбливают» высокие температуры воздуха. Каковы особенности эксплуатации самолета Бе-200ЧС в зависимости от «высокого градуса» атмосферы?

- Чем ниже температура наружного воздуха, тем лучше для двигателей. Их тяга выше. Если очень жарко, то самолет хуже летает. Уменьшается тяга двигателей, для разбега на воде требуется большее расстояние. Более плавные подходы нужны к водоему, с которого будет производиться набор, потому что, набрав воду, самолет не сможет, не зацепив рельефы или строения, если таковые будут находиться там, «торпедой» улететь вверх. Когда прохладно хорошо летает, когда жарко тяжеловато ему.

- Тип пожара имеет значение для «противопожарной» авиации?

- Конечно, имеет. Вообще при верховых пожарах летать крайне опасно. Потому что «верховик» - источник очень высокой температуры, при котором двигатели самолета могут начать помпажировать. Провал тяги двигателей может быть.

Помпаж вызывает нехватка воздуха в камере сгорания двигателя самолета. В норме же, для равномерного сгорания, воздушная смесь и топливо должны смешиваться в определенных пропорциях. Когда топлива много, а воздуха мало, начинаются взрывные процессы в двигателе. На практике при нем слышны хлопки, которые известны широкому кругу на примере автомобильных двигателей. Помпаж чреват увеличением температуры в двигателе, разносом вращающихся поверхностей, ударными нагрузками. Поверьте, это очень неприятное и опасное явление. Поэтому к верховым пожарам на малых высотах лучше не лезть. Можно предпринять попытки тушения с большой высоты. Естественно это скажется на эффективности, однако сохранит жизни экипажа.

- Бе-200ЧС применяют для тушения пожаров, действующих на сложных и горных рельефах. Возможность работы на предельно малых высотах при «весе» самолета с загрузкой в 43 тонны говорит о высокой маневренности амфибии. Какие маневры позволяет выполнять ваш «напарник»?

- Бе-200 - хороший маневренный самолет. Ограничения по крену на пожарах - 70 градусов, то есть «наклоняться» этот самолет может на такой большой угол. Перегрузка при этом имеет место до 2,5 единиц. С креном 45 градусов отлично выполняет виражи, развороты. Очень маневренный. Отлично управляется на малых скоростях в 250-260 километров в час. Это, бесспорно, является плюсом при маневрировании в сложных рельефах, при выборе места забора и точки сброса воды.

- От каких метеоусловий зависим самолет?

- Есть ограничения по ветру. С земли скорость попутного должна быть не более пяти метров в секунду, бокового – 12-ти, встречного – 15-ти. Если скорость ветра более 15 м/с – уже неважно, откуда он дует – эксплуатировать самолет нельзя. Посадка на воду имеет более жесткие ограничения. При температуре наружного воздуха 5 градусов тепла и ниже самолет с воды не эксплуатируется. При подъеме на 1000 метров высоты створки баков примерзают к самолету.

Ограничения по видимости тоже есть. Видимость на аэродроме - это одно, видимость в районе пожара - уже другое. Если менее 1,5 -2 километров, то там нам делать нечего. Видимость влияет на время принятия решения в той или иной ситуации. Если учесть, что рельеф Забайкалья горный, то ниже минимально безопасной высоты вне видимости земли никто не полезет. Ведь все – пути подхода к пожару, к месту забора, маневрирование и так далее - выполняется, опираясь на визуальную оценку местности.

- В России для тушения пожаров используют два типа самолетов – Ил-76 с выливными авиационными приборами ВАП-2 и самолет – амфибию Бе-200ЧС. Преимущество Бериева перед «летающим водовозом» Ильюшина?

- Главное преимущество Бе-200 – маневренность. Ил-76 - тяжелый самолет. Он заходит на «боевой курс» и поливает участки пожаров почти по прямой. Поэтому ему достаточно трудно работать в сложных рельефах на малых высотах. Также очень много времени уходит на заправку самолета водой, так как он может заправляться только с земли. После сброса 76-й возвращается в аэропорт, заправляется, обслуживается, вновь поднимается в воздух. По возгораниям он работает с больших высот. Бе-200, если водоем рядом, работает в среднем 4,5 часа беспосадочно, выполняя при этом большое количество сбросов. По расходу топлива тоже Бе-200 более экономичен.

- Олег Анатольевич, Вы около 6 лет воюете с пожарами в рядах авиации МЧС. Не надоедает вот так - от взлета до посадки, от огня к воде и обратно?

- Нет, не надоедает. Борьба с пожарами с воздуха – это творчество. Пути подхода, маневры, сами пожары никогда не бывают одинаковыми. Сам прилетел, сам оценил, сам набрал, сам сбросил. Это предельно малые высоты, временами ограниченное пространство, малые скорости. Это не то пилотирование, когда взлетел, автомат включил и полетел. Здесь, на пожарах, «на руках» летать надо. Поэтому не надоедает.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"