Очередные публичные слушания по проекту бюджета Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, прошедшие 17 ноября, начались со скандала. Было видно, что организаторы не ждали такого поворота и сразу сорвались на крик.
Служебный скандал
А что, собственно, вывело из себя ведущих слушаний. Банальный нестандарт. Они привыкли всё проводить по бумажке да по писаному, а тут одна из участников слушаний, гендиректор компании «Промышленно-гражданское строительство» Вера Шаврова, с места предложила отойти от привычного и дать право участникам задавать вопросы докладчикам сразу, не дожидаясь конца собрания. Её можно было понять: прежние её выступления и вопросы на аналогичных мероприятиях даже не нашли отражения в протоколах. Краевая бюрократия, которая в своё время попросила Веру Алексеевну «не в службу, а в дружбу» достроить 90-квартирный дом обманутых вкладчиков в Чите, а потом банально «кинула» её на многие миллионы, которые до сих пор она не может выходить, и строительная компания оказалась на грани разорения.
Но эмоциональное выступление с места замученной несправедливостью женщины произвели на ведущих слушаний эффект разорвавшейся бомбы. Они задёргались, сорвались на крик, потом спохватились, поставили на голосование предложение Шавровой. При этом голоса никто не считал, всё определили «на глаз», хотя видно было, что послушное большинство таких же бюрократов в зале было против предложения Шавровой.
Этот эпизод оставил очень неприятный осадок, поскольку в очередной раз выявил весь заранее запрограммированный формализм данного мероприятия, которое, по сути, никому из организаторов слушаний и вообще руководству края было не нужно, но закон обязывает. Губернатор Наталья Жданова снова, как и годом раньше, на слушания не пришла, большинство депутатов Заксобрания их тоже проигнорировало, проявив своё пренебрежение как публике, так и самому мероприятию. Громкое недовольство, высказанное по этому поводу фрондирующими активистами братьями Николаем и Анатолием Лихановыми, повисло в воздухе. Никто им ничего не ответил, а организаторы были озабочены резкостью их выступлений с трибуны, звонкими обвинениями ряда чиновников и обратились к прокурору с просьбой проверить сказанное на предмет нарушения закона. Заметим, что это очень в духе наших краевых бюрократов, которые взяли за правило или писать коллективные письма, чтобы упечь неудобного посетителя в психбольницу, или грозить им прокурором.
Плавающий дефицит
Сам проект бюджета на этом фоне отошёл как-то на второй план, и о нём в целом говорили лишь единицы. Хотя, заметим, загадок и вопросов по поводу этого главного финансового инструмента края немало. Вот, например, почему на 2018 год бюджет свёрстан по доходам в объёме 48 млрд 251,1 млн рублей (на 4,1 млрд больше, чем ожидается в 2017 году), по расходам – в сумме 49 млрд 582,5 млн рублей. (на 5,2 млрд рублей больше ожидаемого показателя за 2017 год), а на последующие годы – в 2019 году (45,7 млрд по доходам и 46 млрд по расходам) и в 2020 году (45,8 млрд по доходам и 45,4 млрд рублей) - эти показатели заложены значительно меньше, чем в 2018 году? В чём тут дело?
Ну, остаётся только догадываться, что в выборном 2018 году федеральное правительство, как сообщал в начале ноября депутат Госдумы Николай Говорин, выделит нашему краю 12 млрд рублей на выравнивание бюджета и на погашение части долгов. Плюс другие поступления их Москвы. Кроме того, роль сыграет и реструктуризация бюджетных долгов, которое осуществляет также федеральное правительство.
Но это соображения автора статьи. А на публичных слушаниях докладчики скромно обошли данный вопрос, на что обратил внимание депутат Заксобрания Сергей Сутурин. Он также задался вопросом: а с чем связан «плавающий» дефицит, который заложен в бюджеты на ближайшую трёхлетку? В 2018 году его заложили в размере 1 млрд 331,4 млн. рублей, в 2019 году – в размере 292,6 млн. а в 2020 году – заложен профицит в размере 461,2 млн рублей.
Всё дело, конечно, в безвозмездных поступлениях, а не в собственных доходах, на которые надежды мало. Больше даст Москва, больше будет и бюджет. На следующий год в структуре доходов бюджета собственные доходы (складывающиеся из налогов и неналоговых поступлений) составят 31 млрд 335,8 млн рублей или 64,9%, а безвозмездные поступления заложены в сумме 16 млрд 915,3 млн рублей или 35,1%. Что там будет дальше – весьма туманно, Москва не всегда щедра на деньги. И с чем связан планируемый профицит бюджета в 2020 году? Неужели некуда будет потратить деньги, и расходная часть оказывается меньше доходной? Этот вопрос почему-то вообще никто не задал, хотя в сложившейся обстановке безденежья и вечных с этим проблем вообще смешно говорить о профиците, пусть даже в 2020 году.
Уровень жизни падает на фоне славных прогнозов
Каждый год на публичных слушаниях самый светлый и оптимистичный доклад исходит из недр министерства экономической политики края. Не исключение и нынешние слушания. Например, среднегодовой рост экономики на ближайшую трёхлетку министр этого ведомства Сергей Новиченко озвучил на уровне 1,7%. Объём валового регионального продукта в 2018 году составит 289,2 млрд рублей, то есть увеличится на 1,4% к уровню 2017 года. А в 2020 году ВРП составит 325,1 млрд рублей, увеличившись на 2% к уровню 2019 года. Промышленное производство в 2018 году увеличится на 2,3%, а в 2019 – на 4,7%, в 2020 году – ещё на 4,6% к уровню предыдущего года.
Как говорится, сердце радуется. Но почему тогда людям-то от этого не легче? В текущем году, например, динамика реальных доходов населения будет отрицательной – менее 100% к уровню 2016 года. А в 2018 году уровень доходов останется в размере 0,9% к 2017 году. В последующие годы прогнозируется рост доходов в 1%. Но стоит посмотреть на прогноз роста цен, и станет ясно, что никакого реального увеличения доходов не предвидится, ибо потребительские цены в 2018-2020 года будут расти на 4%. Это, конечно, в лучшем случае, ибо составители прогноза ориентируются на среднероссийский показатель, а у нас в Забайкальском крае рост цен всегда выше.
Так или иначе, выступающие участники слушаний, хоть и робко, но критиковали проект бюджета. Председатель профсоюзов Забайкальского края Зоя Прохорова снова с тревогой говорила о долгах муниципальных учреждений за услуги ЖКХ, аресты их счетов, которых становится всё больше – в настоящее время их около 600, а сумма долгов по счетам – 2 млрд рублей, а в бюджете на их погашение предусмотрено только чуть больше 400 млн рублей. Практически заморожены заработная плата, стимулирующие выплаты, уборщицы уравнены в мизерной зарплате со специалистами организаций и учреждений. А бюджет на 2018 год снова по зарплате свёрстан не на год, а на 11,5 месяца, что может повлечь новые перебои в выплате заработной платы. Добавим к этому – стыдно, когда власть планирует тратить на бесплатные детские завтраки в школах 19 рублей в день. Хотелось бы предложить разработчикам бюджета пообедать на эти деньги в их пунктах общественного питания.
С ярким похвальным словом бюджету выступил только один человек – глава комитета по финансам администрации Читы и бывший министр финансов края Андрей Кефер. В принципе его устраивает всё – и увеличившиеся доходная и расходная части бюджета на следующий год, и возросший на целый миллиард трансферт, который пойдёт в районы края, и оптимистические прогнозы социально-экономического развития края в предстоящую трёхлетку… А что касается всё возрастающего госдолга края, то его это не смущает – он заявил, что никто за это с себя ответственности не снимает (как будто от этого долг становится меньше - авт.) и предложил 30-50% дополнительных доходов тратить на погашение долга.
Когда он закончил свою пламенную речь о бюджете, Сергей Сутурин, который только что перед ним резко критиковал проект, громко и с сарказмом предложил «вернуть Кефера в Минфин Забайкальского края». Возможно, втайне Андрей Иосифович на это и рассчитывал, расточая комплименты проекту бюджета. А возможно и на то, что впредь ему будет легче обивать пороги краевого Минфина в надежде выпросить дополнительные финансовые ресурсы на латание прохудившегося бюджетного одеяла Читы.
Жаль, что все эти перипетии публичных слушаний по бюджету не услышала губернатор края Наталья Жданова. То ли она была в это время физически далеко от края, то ли она вообще далека от всех коллизий, связанных с бюджетом. Скорее всего, также как и организаторы публичных слушаний, она просто не придаёт этому формальному мероприятию значение.