Цена на бензин в Забайкалье превысила психологическую отметку 60 рублей за литр. На ряде заправок края 98-й бензин продается уже по 64 рубля. Это самая высокая цена в стране. Например, в столице, по данным сайта https://azsprice.ru/ самая низкая цена на бензин Аи-92 – 46.7 рублей, Аи-95 50.9 рублей. В Челябинске АИ- 95 стоит примерно 48 рублей. По данным информационного сайта petrolplus.ru/, средняя цена на топливо в Забайкалье примерно на 6-9 рублей выше, чем в среднем по России: (petrolplus.ru). Да и на Дальнем Востоке цена на бензин в крае одна из самых высоких, и в Чите, в Агинском она выше, чем в Улан-Удэ или Онохое.
Разрыв цен на топливо между Дальним Востоком и остальной частью страны — проблема давно известная, ей много лет. Корень ее – в слабой топливной инфраструктуре округа, доставшейся в наследство от советских времен.
На весь макрорегион работают два нефтеперерабатывающих завода:
Комсомольский (входит в «Роснефть») и Хабаровский (ХНПЗ, принадлежит «Независимой нефтегазовой компании» (ННК) Эдуарда Худайнатова).
Остановка даже одного из них, даже на плановый ремонт и не в сезон – сразу же приводит если не к катастрофе, то к топливному кризису. Например, в середине января закрылся на ремонт Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Было остановлено производство примерно двух тысяч тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95 в сутки. К концу января по всему Дальнему Востоку стал ощущаться настоящий дефицит топлива. Это породило очереди на АЗС, рост цен — причём не только на топливо, но и, например, услуги такси. В ситуацию пришлось вмешаться федеральному правительству и помогать региону и поставками топлива из Росрезерва. То есть фактически распечатать кубышку, предназначенную на случай природных катаклизмов или вообще войны.
Очевидно, что любой форс-мажор на любом из этих двух заводов приведет к системному топливному кризису по всей территории Дальнего Востока. «И если один из них уходит с рынка - ремонтируется или по каким-то другим причинам, сразу возникает дефицит топлива», - объяснял директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Иметь всего два завода на такую огромную территорию — неэффективно с точки зрения государственной безопасности страны.
К тому же два эти завода производят всего половину от необходимого региону объема топлива. Остальное поставляется из Сибири. Но стоимость переброски бензина, дизтоплива и прочих нефтепропродуктов очень высока, ведь железнодорожные тарифы не субсидируются. Складывается парадоксальная ситуация — на Дальний Восток дорого возить дешевый бензин!
Нельзя сказать, что проблема эта новая. Регулярно предлагаются все новые и новые меры по снижению цен на топливо на Дальнем Востоке. Одна из последних мер – для частичного снижения железнодорожных тарифов Минэнерго России разработало проект постановления правительства, который предусматривает предоставление РЖД субсидий из федерального бюджета на перевозку топлива в регион. Предложение было еще в 2020 году, однако оно мера до сих пор не принято: до сих пор непонятно, за чей счет будут снижаться тарифы, у кого будут убытки и как их восполнять.
Попытки решить проблему дороговизны топлива на Дальнем Востоке предпринимаются регулярно. Среди них были и совсем экзотические – например, в 2013 году тогдашний замглавы ФАС Анатолий Голомолзин предложил решить проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке с помощью поставок бензина из Южной Кореи. По словам Голомолзина, в Южной Корее имеются избытки бензина и мощностей по его производству, а Россия имеет избыток дизтоплива, которое дефицитно в Европе. А губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заявлял, что снизить цены на бензин в Приморье поможет строительство в Находке нефтехимического комплекса.
Строительство в регионе нового НПЗ действительно может помочь решить проблему кардинально. Только строить надо в Забайкальском крае, –
Отмечает руководитель Национального фонда «Русский Север» Юрий Григорьев. Он обратился к руководству нефтяной компании «Роснефть» с предложением рассмотреть вопрос строительства на территории края современного нефтеперерабатывающего завода, который должен обеспечить потребности забайкальцев в недорогом топливе. Одновременно завод позволит создать новые рабочие места и добавить налогов в бюджет Забайкальского края.
Завод – только часть разработанной экспертной командой программы по решению топливной проблемы в крае, и - шире — во всем макрорегионе от Якутска до Южно-Сахалинска. Григорьев также предлагает субсидировать из федерального бюджета стоимость транспортировки топлива, и внести в Бюджетный кодекс изменения с целью введения пониженной ставки налогов на ГСМ в тех регионах, где цена превышает среднероссийский уровень. Еще одно предложение программы – создание социальных АЗС для малообеспеченных граждан: пенсионеров, жителей села и многодетных семей. Это будет государственно-частная программа, которая может быть реализована как за счет госбюджета, так и за счет средств социально ответственных корпораций.
Строительство НПЗ именно в Забайкалье — неслучайно. Здесь не только самые высокие цены на бензин. Здесь еще и одни из самых высоких в стране цен на продукты питания. Более дешевое топливо снизит стоимость доставки товаров народного и промышленного потребления, позитивно повлияв на край в целом, позволит повысить в регионе уровень жизни.
Узнать реакцию «Роснефти» на инициативу Григорьева не удалось. Для самой компании проект Забайкальского НПЗ, может быть и не самый экономически прибыльный, зато прекрасно работает на заявляемые компанией цели ответственного поведения перед государством, следования принципам ESG ( набор стандартов деятельности компании, в экологической, социальной и корпоративной сферах, следование принципам существенно повышает инвестиционную привлекательность компании -- прим. редакции). Таким образом, для «Роснефти» этот проект может имиджевым, а для государства и региона - выгодным.
Современная интерпретация руководителем Национального фонда «Русский Север» Григорьевым идеи улучшения топливной конъюнктуры края является продуманной, обоснованной и действительно — наконец-то – может сработать. Ведь государственно-частного партнерство действительно может сработать на примере Забайкалья, так как там воедино сложились все необходимые факторы – необходимость поднимать уровень жизни, развивать производство в самом регионе и решать проблему топливообеспечения всего Дальнего Востока. Возможно, на предложение Григорьева стоит обратить внимание всем регионам ДФО, ведь его реализация повлияет и на их развитие экономическим «эхом» от Забайкалья.
Партнёрский материал