Профилактические отжиги сухой растительности, проводимые противопожарными службами, могут являться причинами возникновения лесных пожаров в Забайкалье. Такое мнение высказал руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко. Об этом он написал 8 мая на «Лесном форуме Гринпис России» в сети Интернет.
«Пока трудно судить о том, насколько именно ранневесеннее выжигание сухой травы стало причиной нынешних крупных лесных пожаров в Забайкальском крае - это потребует дополнительного анализа. Но вот пока первые иллюстрации, показывающие, что многие действующие сейчас лесные пожары располагаются как раз там, где ранней весной (в период с начала года до 24 апреля включительно, пока на всей территории СФО не был введен особый противопожарный режим) проводилось выжигание сухой травы», - написал Ярошенко.
Он привел снимки за 8 мая: красные точки - термоточки системы FIRMS за эту дату (т.е. зоны активного горения), синие - термоточки системы FIRMS за период с начала года до 24 апреля.
«Представляется очевидным, что в этих трех районах Забайкальского края проводившиеся весной массовые выжигания сухой травы (в том числе «контролируемые») как минимум не помогли избежать последующих лесных пожаров, а как максимум - стали причиной этих пожаров», - резюмировал Ярошенко.
По его словам, «многие руководители органов управления лесами до сих пор убеждены, что если траву на прилегающих к лесам участках жечь рано весной, когда лес еще относительно сырой, а местами в нем лежит снег - то лес не загорится».
«Это убеждение ошибочно: даже если выжигание сухой травы непосредственно не приводит к лесному пожару, оно приводит к образованию очагов тления на заторфованных участках, в завалах мертвой древесины или даже в отдельных валежинах. Эти очаги тления могут сохраняться в течение нескольких дней, а иногда и недель, и в жаркую сухую погоду становиться источниками лесных пожаров», - отметил представитель Гринпис.
Он также отметил, что «ни правоохранительными органами, ни органами управления лесами связь между «контролируемыми» выжиганиями и последующими пожарами не расследовалась, и выжигания вплоть до 2016 года проводились на огромных площадях, в десятки раз превосходивших те, на которых их можно было провести имеющимися силами с соблюдением всех необходимых мер безопасности».