Этот Лоза напротив...
Культура, 12:12, 19 декабря 2007
Некогда Юрий Лоза был на пике популярности. Его песня "Плот" доносилась из каждого окна. Впрочем, и другие были не хуже, чего стоят только "Девочка-весна", "Я умею мечтать", "Сто часов", "Опять", "Мать пишет"… Но потом он исчез с экранов, лишь изредка появляясь. О том, почему так вышло и о многом другом мы поговорили с Юрием Эдуардовичем накануне его концерта 14 декабря в Драмтеатре.
? Ваши песни нравятся и молодежи, и бабушкам… В чем, по-вашему, секрет их популярности?
- Какие-то песни нравятся молодежи, какие-то бабушкам… Поэтому каждая песня сейчас должна быть точно ориентирована. Если хочешь, чтобы твоя песня кому-то понравилась, надо совершенно точно представлять, для кого ты ее пишешь. Вот у меня были когда-то такие времена, когда песня нравилась всем сразу, например, "Плот". Но сейчас, в данное время, если я что-то пишу для своего поколения, я точно знаю, что молодежь эти песни не примет. Потому что песни, которые я пишу, желательно, чтобы слушали люди, способные заплатить за это деньги. Это кормит меня и мою семью. И меня совершенно не интересует перспектива завоевания молодежи, и я для них ничего не делаю, хотя знаю, как это делается. У молодежи есть такое понятие "реверсивное сознание". Это значит, что Лоза для них ни хороший, ни плохой - он старый. Он ровесник папы, а то и старше. Соответственно, слушать то, что делает ровесник папы не интересно по определению.
? Если бы Вы стали министром культуры, как изменился бы нынешний шоу-бизнес?
- Он развернулся бы лицом к народу. Сейчас он повернут лицом к людям, которые им занимаются. Я бы, скажем, не носился с этим дурацким "Евровидением". Например, итальянцы не посылают свои фонограммы на этот конкурс, резонно считая, что их музыка лучше, чем та фигня, которая звучит на "Евровидении". Если там Верка Сердючка занимает второе место, а ряженые финны - первое… Поэтому я бы не носился бы ни с чем западным, а, в первую очередь, делал все, чтобы развивалась культура на местах: детские коллективы, драматические кружки. То есть я попытался бы поднять самосознание российской культуры. И никогда бы при Лозе-министре культуры ни один артист не говорил бы о своей тяжелой жизни, потому что это все враки. Жизнь у них легче легкого, гонорары - больше большого. Я бы эти гонорары срезал, приравнял бы к реальным деньгам. Потому что человек, который может спроектировать мост, наверняка больше значит для страны, чем человек, который может прыгать по сцене и открывать рот под фонограмму. Делать кумиров из всякого дерьма я бы не разрешил, будучи министром.
? Когда-то было так, что человек талантливый мог сам пробиться на сцену, набрать себе команду и работать. Сейчас же во главе всего продюсер…
- Продюсер не во главе всего. Во главе всего - средства массовой информации. Есть Первый канал, который может вести свою собственную политику и набирать любых продюсеров, которые будут выполнять заказ Первого канала. Те люди, которые стоят у руля на этом канале, пригашают тех, кого считают нужным. Как вы думаете, народ любит Андрея Малахова? Терпеть не может! Но он нравится руководству Первого канала. А что такое продюсер? Нет такой должности. И такой профессии нет. Те, кто называют себя сегодня продюсерами, на самом деле сдружились с руководством или являются соучредителями каких-то средств массовой информации. Идет торговля. Когда я пришел в продюсерский центр "АРС", который сотрудничает с Первым каналом", и спросил, сколько надо заплатить денег, чтобы мой юбилейный концерт в зале "Россия" показали по Первому каналу - меня спросили: "А кто будет у вас в гостях?". Я говорю: "Костя Никольский, Коля Трубач, Трофим, Витя Зинчук…". - "А Басков?" - "Нет, Баскова не будет". - "А Киркоров"? - "Нет". - "Мы не можем показать ваш концерт. Потому что у вас нет звезд Первого канала".
То же самое и с новогодними огоньками. У меня есть песня про Новый год, но ни один канал не спросил у Лозы, есть ли у него песня про Новый год… Мало того, никто даже не пытался задать этот вопрос. И будут на экране, как всегда, все те же лица, и пробиться через это невозможно. И продюсер пробиться тоже не может. У нас совершенно иные правила, нежели по которым живет весь остальной мировой шоу-бизнес. Это российский эстрадный междусобойчик.
? Может ли российская "звезда" стать "звездой" мирового масштаба?
- Те люди, которые у нас считаются мировыми звездами, они просто открывают рот под фонограмму. Они не могут использоваться как эстрадные артисты больше нигде кроме России. И, вообще, в мировом понятии не существует российского эстрадного искусства как такового. Когда в Монте-Карло собираются люди, продавшие больше всех пластинок и являющиеся лучшими исполнителями в своих странах, и туда едет весь клан Пугачевой… Туда съездили Пресняков, Орбакайте, Киркоров. И все они очень плохо пели по-английски. Другие исполнители выходят, поют на своем языке, например, Лара Фабиан на французском, или итальянский ансамбль - и все думают, вот, мол, какая интересная эстрада. А тут выходит Киркоров и плохо поет мировой шлягер на плохом английском. И все думают, что лучшее, что могут русские - так это плохо перепеть иностранные шлягеры. И мы все для этого делаем. Вместо того, чтобы диктовать свои условия, мы делаем все, чтобы подстроиться под них. Хотя Россия больше, чем Европа, и аудитория у нас больше, и мы, по идее, должны спокойно стоять и поплевывать на них свысока.
? Вы приехали в качестве гостя на церемонию "Человек года". Какими, по-вашему, качествами должен обладать настоящий человек года?
- В каждом регионе - это свой человек. Если в одном регионе - это человек, который борется за экологию, если там это важно, то в другом - это может быть человек, который построил новый дом. Каждый город живет по своим законам, а Москва - это, вообще, не Россия. А рядом с Москвой существует еще такое маленькое Рублевское княжество… И отъедешь сто километров от Москвы, - совсем другая страна, другие законы. Поэтому говорить о том, какой должен быть человек года в Москве и какой в провинции - это совсем разные вещи. Там это может быть директор птицефабрики, а в Москве - это, наверное, тот, кто больше всех тусовался на экране.
? Напоследок обычно принято говорить пожелания читателям, но в преддверии Нового года я бы попросила сказать всем праздничный тост!
- У меня обычно всегда один тост "Не дай нам Бог жить в эпоху перемен". Поэтому я живу по принципу: отсутствие новостей - уже хорошая новость, отсутствие событий - уже хорошее событие. Пусть ничего особенно не меняется, все течет потихоньку, медленно, в каком-то определенном направлении - без катаклизмов и серьезных бросков. Потому что любые серьезные перемены - это стресс. Мы привыкнем к любому строю, к любому правительству, лишь бы быстро ничего не менялось. И желательно, конечно, мудрых руководителей.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел»
ZAB.TV16:50
Дело о мошенничестве при газификации Читы рассмотрят в особом порядке
Статьи11:08, Вчера
Долговые ухабы на пути развития
Галерея10:29, 24 октября
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
ZAB.TV16:34
Как спасти ребёнка от ошибок
Новости16:28
В Чите задержали подозреваемую в распространении наркотиков (18+)
Новости17:02