Пришлите нам наставника
В бытность свою октябрёнком, был у меня наставник Петя из числа пионеров. Стал пионером – наставником назначили активного комсомольца Васю. Дошёл до комсомольской юности – наставником стал коммунист Вячеслав Иванович. Думаю, это было полезно. А вот что такое наставник для госслужащего – это, видимо, знают только замгубернатора Дмитрий Кочергин и его наставник, матёрый чиновник Сергей Трофимов.
Много шума – и… ничего
Вот только вопрос: хватит ли мудрых наставников на всю армию наших скороспелых госчиновников? Куда же они без них! Ни вопрос важный не решить, ни с человеком по-человечески не поговорить. Объяснить не трудно. Иной раз госчиновник ещё и на производстве ни дня не побывал, бумажки в каком-нибудь отделе перекладывал или в аппарате «партии власти» пустопорожние беседы вёл, а глядь – он уже в кресле замгубернатора или министра.
Смотришь на нашу «пионерскую» региональную власть и создаётся впечатление, что вся она сегодня без московских наставников и пальцем пошевелить не может. А уж заработать самостоятельно денег, то есть наполнить бюджет собственными доходами, – это дело без мудрых наставников из московских коридоров власти и вовсе задача для региональных чиновников запредельная.
На что же уповают наши нынешние руководители края? Да снова на доброго дядю из Москвы. Реальных дел почти не видно, но зато столько шуму по поводу некоего загадочного плана социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года, который должен быть составлен с участием федеральных министерств по поручению президента. Каков он будет – скоро узнаем. Но ясно, что завышенные ожидания и пропагандистская шумиха по этому поводу вряд ли даст что-то существенное для жителей края в ближайшей и средней перспективе. Дело там упирается не в проекты, они давно известны, а в деньги. Их у федерального правительства просто нет. А если и есть обещания, то это не значит, что дадут реальные деньги. В конце апреля, например, принято постановление Совета Федерации с предложениями по госбюджету РФ на 2018 год и последующие два года - там ничего о плане социально-экономического развития Забайкальского края не говорится.
Но зато всё время слышим: Москва нас в беде не оставит, поможет и выручит. «Дмитрий Медведев проведёт совещание и обсудит проблему с задолженностью по зарплате в нашем крае», «Минфин России проведет тщательный анализ проблемных вопросов межбюджетных отношений для оказания дополнительной помощи Забайкалью», «Правительство региона надеется на поддержку федерального центра в части обеспечения выплат заработных плат работникам бюджетных учреждений», «Федеральные министерства помогут властям Забайкалья в поиске резидентов для территории опережающего развития в Краснокаменске»… Ну, и т.д.
В общем, на уровне федерального правительства наставников у нынешнего руководства Забайкальского края много. Слов и советов достаточно. Но, по всей видимости, назойливость региональной власти по выпрашиванию денег начинает раздражать и федеральное правительство. И на это есть все основания.
Москва слезам уже не верит
Вспомним, что во главу угла в работе регионального правительства ставил предыдущий губернатор Константин Ильковский. Правильно: «плодотворную работу» региональных министров с федеральным центром. Это означало одно: надо было «эффективно» просить деньги в московских ведомствах. И это было главным критерием деятельности всех причастных чиновников к формированию бюджета.
А с чего начала и продолжает свою деятельность Наталья Жданова? Правильно: с выпрашивания денег, начиная от президента и заканчивая руководителем какого-нибудь главка. Под зарплату бюджетникам, под социальные выплаты, под различные, пусть даже фантастические прожекты.
И поначалу ей как начинающему губернатору, деньги давали под веское слово её наставника, самого Владимира Владимировича. Поэтому Минфином России в 2016 году неоднократно рассматривались параметры бюджета Забайкальского края, сбалансированность бюджета региона. И были приняты решения о предоставлении бюджету Забайкальского края в 2016 году дополнительной финансовой поддержки в общей сумме 11 млрд 304 млн рублей, в том числе в виде бюджетных кредитов в сумме 9 млрд 65 млн рублей. Кроме того, выделялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 2 млрд 239 млн рублей. Были и другие дотации. Чем очень гордились и сама Наталья Николаевна, и руководитель её администрации Дмитрий Кочергин. Дескать, умеем мы работать! А Наталья Николаевна и вообще выразила мысль, что если бы не её команда, то жизнь в крае закончилась бы ещё в середине прошлого года.
А вот когда региональная власть снова запросила денег, федеральный Минфин вместе с другими ведомствами быстро всё подсчитал и сказал: совесть надо иметь, коллеги. Общий объем нецелевой финансовой поддержки бюджету Забайкальского края из федерального бюджета в 2016 году в виде дотаций и бюджетных кредитов составил 19 млрд 855 млн рублей с ростом к уровню 2015 года на 9% или на 1 млрд 589 млн рублей. Дескать, полезнее самим навести порядок в финансовой системе края. Резюме Минфина РФ: «Мониторинг показателей исполнения бюджета Забайкальского края свидетельствует о существующих резервах оптимизации расходов, возможностях увеличения нагрузки на бюджетную сеть Забайкальского края в рамках имеющихся ресурсов на ее содержание».
Разруха в головах
Что здесь хорошо просматривается за всей дипломатической лексикой федерального ведомства? Тонкий намёк: не строить иллюзий, а рассчитывать на собственные силы и учиться зарабатывать деньги самим. Долго Москва слезам и прожектам верить не будет.
И на это есть все основания. Хватит уж ссылаться на какие-то «объективные» причины. Но и нынешняя команда губернатора пока это и делает. Вот недавно в своём интервью телеканалу «Страна» Наталья Жданова, говоря о чрезвычайно сложном социально-экономическом положении Забайкальского края, всё время ссылалась на некие «объективные» причины. «В прошлом наша Читинская область и Агинский округ были очень на неплохом счету, - говорила она.- Это были самодостаточные сельскохозяйственные регионы. Самые брендовые вещи, как сейчас говорят, в то советское время появлялись у нас. К сожалению, по объективным причинам, все это было утрачено за последние годы».
В чём же они, эти объективные причины – Наталья Николаевна умолчала. В том, что пустили под нож тонкорунное поголовье в крае? Пахотные земли превратили в неудобья? Развалили машзавод в корыстных целях ряда приближённых к власти прощелыг? Позволили проходимцам увезти в Китай на металлолом Петровск-Забайкальский металлургический завод? Корыстным банкирам ради сиюминутной выгоды позволили разрушить Читинский КСК? Загубили Сретенский судостроительный завод? Ликвидировали ещё много других предприятий в крае? И не реализовали ни одного серьёзного промышленного проекта.
Конечно, вина за это на прежних руководителях. Никакой объективности здесь нет, есть равнодушие руководства и их неумение управлять регионом. Но почему нынешний губернатор не даёт всему этому реальную оценку? Говорит о том, что даже куриные яйца приходится завозить в край и в то же время утверждает, что у нас нет рынка сбыта. Но ведь привозные-то яйца, как и многое другое из пищевых продуктов, в крае раскупаются, причём здесь «отсутствие рынка сбыта»?
Разруха в крае, думается, до сих пор в головах и у наших чиновников, а не в объективных причинах. Трудно сказать, помогут ли им мудрые наставники?
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
«Под прицелом ZAB.RU»: Чем запомнилась прошедшая неделя в Забайкалье
Городской бюджет за 9 месяцев исполнен с превышением плана доходов
Водитель не справился с управлением и наехал на дерево
На скамье подсудимых те же: Попова, Гуцул, Цыренжапов, Мельников