На Дальнем Востоке усиливается общественное недовольство в связи с планируемым повышением утилизационного сбора на автомобили. Как отметил директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, власти не смогут игнорировать протест в регионах.
Напомним, 11 октября во Владивостоке прошёл митинг против отмены льгот для физических лиц и увеличения утильсбора. В акции участвовали не менее 400 человек — преимущественно владельцы авто. Правительство России намерено ввести новые правила с 1 ноября 2025 года.
«Повышение утильсбора — крайне резонансная история, потому что она касается практически каждого представителя среднего класса. Для жителей Дальнего Востока подержанные японские машины — не роскошь, а зачастую единственное средство передвижения», — заявил Гращенков.
По его мнению, именно протест во Владивостоке может стать стимулом для властей скорректировать сроки или параметры повышения сбора. Среди возможных решений эксперт назвал постепенное повышение ставок или увеличение порога мощности автомобилей с 150 до 190 лошадиных сил.
Гращенков считает, что правительство может объявить «ход конём» — смягчить меры и представить это как компромисс, но «в целом курс на изменение правил рынка останется прежним».
Аналитик также прогнозирует краткосрочный всплеск цен на подержанные автомобили и ажиотажный спрос до вступления новых правил в силу. В долгосрочной перспективе, по его мнению, возможен спад конкуренции и снижение качества отечественного автопрома, так как производители, защищённые административными мерами, утратят стимулы для развития.
«Повышение утильсбора — фискальная мера, прикрытая риторикой заботы об экологии и отечественном производителе. На практике это создаёт искажённый рынок и нечестную конкуренцию», — подчеркнул Илья Гращенков.