Председатель Заксобрания Забайкальского края Игорь Лиханов в эксклюзивном интервью для портала Заб.ру рассказал, какие законопроекты планируется принять в ближайшее время, как наш регион работает с Госдумой РФ и с какими предложениями выступят представители Забайкалья в Совете Федерации.
Законы, которые нас ждут
- Игорь Дмитриевич, какие основные законопроекты Заксобрание будет рассматривать в 2018 году, над чем сейчас ведется работа? Что-то, может, перешло из 2017 года.
- На декабрьской сессии мы приняли на этот счет специальное постановление, которое содержит план законопроектных работ законодательного собрания края на 2018 год. В этом документе прописано без малого 3 десятка документов, которые предстоит разработать, обсудить и принять депутатскому корпусу. На практике же законопроектов будет гораздо больше – жизнь не стоит на месте, федеральное законодательство меняется порой не просто быстро, а стремительно. Сравните: в плане у нас пока всего 30 законопроектов, а в 2017 году мы приняли 115 законов – то есть, в 3,5 раза больше.
Если говорить о содержательной части будущих законов, то они затронут, без преувеличения, практически все сферы жизни края. В первом квартале, к примеру, мы запланировали привести в соответствие с федеральным законодательством наш главный закон – Устав Забайкальского края. Также изменений ждет действующий закон "О Правительстве Забайкальского края".
Вы знаете, что право внесения законодательных инициатив имеет не только губернатор края, депутаты, но и, например, избирательная комиссия, прокурор края. Так вот, прокурор собирается внести в Заксобрание уже в первом квартале поправки в два закона, касающиеся непосредственно нашей деятельности – в закон "О Законодательном Собрании Забайкальского края" и в закон "О выборах депутатов Законодательного Собрания". Избирательная комиссия, в свою очередь, видит необходимость поправить закон "О выборах губернатора Забайкальского края". Не думаю, что это будут какие-то революционные изменения, но, как говорится, нет предела совершенству.
Или, возьмем, к примеру, действующий закон "Об административных правонарушениях". К нему в течение каждого года мы возвращаемся по два-три раза, а то и чаще: повторю, жизнь не стоит на месте, и практика деятельности различных контролирующих органов все время подсказывает, в каком месте краевой закон «пробуксовывает» или, скажем, размер штрафа за то или иное правонарушение уже не соответствует реалиям времени.
Солидный блок законопроектов нам предстоит рассмотреть также в части регулирования отношений в бюджетной и налоговой сферах. Один из законов, в который предлагают внести коррективы сами депутаты, профильный комитет, - "О бюджетном процессе в Забайкальском крае". В нем необходимо более детально прописать, в частности, процедуру проведения публичных слушаний проекта бюджет края. Слушания, которые состоялись в 2017 году, показали, что в этой части законодательство надо конкретизировать.
Кроме этого, в бюджетной сфере есть целый ряд законов, которые требуют ежегодного внимания и пересмотра. К таким я могу отнести, например, закон «О межбюджетных отношениях», «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда», «Об установлении величины прожиточного минимума», «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования края» и, конечно же, самый главный финансовый документ - бюджет края на предстоящий год.
На данный момент на площадке законодательного собрания находится более 40 законопроектов, с большинством из них профильные комитеты уже детально работают. В списке документов, которые перешли с 2017 года, в основном, законопроекты, которые успешно прошли процедуру первого чтения и на первой сессии в этом году – она назначена на 21 февраля – будут приняты во втором чтении.
В отношении «долгоиграющих» законопроектов перед депутатами поставлена задача – принять по ним окончательное решение. В течение прошлого года подавляющее большинство таких документов были либо приняты, либо отклонены, либо отозваны разработчиками.
- Пример «долгоиграющего» законопроекта можно?
- Один из законопроектов, который пока еще остается на площадке законодательного собрания, предлагает ввести для работодателей специальные квоты для осужденных к исправительным работам. Разработчиком выступила прокуратура края. Да, сама идея заслуживает внимания, но можем ли мы сегодня навязывать организациям и компаниям таких работников, даже в обмен на налоговые или какие-то другие поблажки? – вот тут большой вопрос. Этот законопроект прокурор края внес в июне прошлого года, но профильный комитет однозначного решения пока не принял. Каким будет этот вердикт – выяснится, думаю, уже скоро.
Из Забайкалья – в Госдуму и СФ
- Какие законодательные инициативы готовит Заксобрание Забайкальского края для внесения на рассмотрение Госдумы РФ в 2018 году?
- Начну с того, что порядок внесения законодательных инициатив в 2017 году изменился. Теперь регионы должны направлять свои законодательные предложения не напрямую в Госдуму, а сначала – в Совет законодателей России, который работает при Федеральном Собрании. Совету законодателей отведена, с одной стороны, роль эксперта по оценке региональных предложений, а с другой – роль так называемого законодательного «лифта», который впоследствии обеспечивает конкретному законопроекту успешное прохождение в Госдуме.
Одну из наших забайкальских инициатив – о введении госпошлины за выдачу охотничьих билетов – мы уже благополучно апробировали. Она была рассмотрена в профильной комиссии Совета законодателей, по ее итогам нам рекомендовано подготовить три проекта федеральных законов. На сегодняшний день все документы уже подготовлены, осталось утвердить их на ближайшем заседании краевого парламента, а затем – направить в Госдуму. Поскольку наша инициатива получила «добро» в Совете законодателей, то и на прохождение в Госдуме шансы очень высокие.
- В конце 2017 года, в рамках "Часа субъекта" на пленарном заседании Совета Федерации РФ, спикер якутского парламента Александр Жирков от имени субъектов Дальнего Востока и Забайкалья обратился к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с предложением поддержать создание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Вскоре пришло известие от члена Совета Федерации Вячеслава Штырова о положительном решении вопроса о создании Совета, а несколько дней назад стало известно, что именно вы войдете в его состав. В этой связи хотелось бы узнать, что вы ждете от новой структуры и какие вопросы, по вашему мнению, в первую очередь надо обсудить на Совете?
- Лично мне хотелось бы надеяться, что Совет по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона станет, во-первых, достаточно влиятельной структурой не только в части подготовки качественных законодательных инициатив, но и их последующей практической реализации в рамках конкретных законов.
В числе вопросов, которые явно должны попасть в повестку обсуждения, я бы назвал диспропорцию, существующую на сегодняшний день в финансировании госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Дело в том, что в новой редакции госпрограммы, которая была утверждена правительством РФ в 2016 году, акцент по-прежнему сделан на социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Байкальский же регион там занимает откровенно второстепенные позиции. В этой связи хотелось бы, конечно, повысить соответствующий статус всех субъектов Байкальского региона и Забайкальского края, в частности. Сегодня в финансировании участников программы наблюдается явный перекос, поскольку на душу населения регионов Дальнего Востока приходится в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения в Байкальском регионе.
Есть необходимость обсуждать тему законодательного регулирования режима приграничной торговли, вопросы упрощения доступа иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики наших регионов, возможные преференции для таких инвесторов по федеральным налогам и сборам. Полагаю, таких вопросов, которые регионы сегодня не могут решить самостоятельно, будет немало.
- Следующий вопрос – как раз о том, как заинтересовать потенциальных инвесторов? Как лично вы оцениваете инвестиционную привлекательность нашего края и какими способами, на ваш взгляд, можно улучшить ситуацию в этой сфере?
- Оценкой инвестиционной привлекательности регионов, насколько мне известно, занимаются целые институты и специальные фонды, а по их методике применяются, как минимум, 4 десятка критериев такой оценки. Отвечу так: потенциал у нас, безусловно, есть. И для того, чтобы он был востребован, ключевое министерство (экономического развития), на мой взгляд, использует буквально все рычаги влияния, начиная от полного набора законодательных инструментов до форматов, которые призваны заявить о Забайкалье как можно громче и шире. Например, 25 января в Чите впервые открылся форум «Инвестируй в Забайкалье». Его цель, в моем понимании, рассказать о достижениях предприятий края, об интересных бизнес-проектах, о возможностях, которые предоставляет край потенциальным инвесторам, обсудить имеющиеся проблемы, найти с помощью коллективного ума новые идеи для экономического роста края. И это мероприятие – только одно маленькое звено большой трудоемкой работы, которая, к сожалению, не может дать мгновенный результат.
В этот же ряд я бы поставил предстоящие Дни Забайкальского края в Москве, в Совете Федерации, которые состоятся уже во второй половине марта. Помимо того, что на этой престижной столичной площадке забайкальские предприятия продемонстрируют большой спектр своей продукции, краевой власти даётся трибуна для продвижения самых злободневных региональных предложений. Как показывает опыт других территорий, которые уже провели свои Дни в верхней палате, эффект есть – и политический, и экономический. Не буду забегать вперед, но такой формат взаимодействия с палатой регионов, я убежден, позволит поставить на практические рельсы многие наши предложения, в том числе законодательные.
- О чем конкретно пойдет речь?
- Одно из таких предложений заключается в том, чтобы на строительство и реконструкцию подъездов к пунктам пропуска через госграницу таким регионам, как Забайкальский край, было разрешено привлекать средства из иностранных источников. Из-за нюансов федерального законодательства сделать это сегодня невозможно. Лоббированием этой идеи активно занимается наш сенатор Степан Жиряков. Есть надежда, что проекту федерального закона о специальных инвестиционных контрактах, который готовится с участием Минфина России, в скором будущем будет дан «зеленый свет». Поживем – увидим.
Ну, а если говорить об уже действующих краевых инвестиционных документах, то здесь в качестве примера могу привести закон, которым мы снизили ставки на налоги на прибыль и имущество организаций для самых крупных инвесторов, которые готовы вложить в экономику края более 30 млрд. рублей. Ставка налога на имущество, которое они построят или приобретут в ходе реализации инвестпроекта, установлена для них в размере 1,1% сроком на десять лет. Еще одним бонусом являются нулевые отчисления по налогу на прибыль в течение пяти лет, начиная с момента получения первой прибыли от реализации проекта. В течение последующих пяти налоговых периодов для крупных инвесторов также установлена пониженная ставка в размере 10%. Такой закон был принят по предложению минэкономразвития края весной 2017 года, и он, я считаю, стал важным дополнением к действующему законодательству о господдержке инвестиционной деятельности на территории края.
Понимаете, нет единых рецептов, за счет каких факторов регион может стать инвестиционно привлекательным. Но есть огромная конкуренция в этом плане среди регионов России. Каждый регион сегодня озабочен своей репутацией и, в попытке доказать свои преимущества и отличия, стремится заявить о себе ярче, креативнее… Цель же у всех субъектов одна: проложить для себя, по большому счету, путь к экономическому успеху. Вектор нашего пути задан: это дальнейшее освоение природных ресурсов, развитие аграрного сектора, внешнего и внутреннего туризма, раскрутка уже имеющихся и поиск новых оригинальных брендов, регионального колорита и так далее…
Меры соцподдержки
- В заключительном вопросе, Игорь Дмитриевич, я бы хотел коснуться мер социальной поддержки. Какие, например, у нас есть меры соцподдержки, которых нет в других регионах? Планируется ли ввести что-то в 2018 году?
- Вообще, как на федеральном, так и на региональном уровне, «архитектура» мер соцподдержки очень разнородная и по составу, и по источникам финансирования. В одном авторитетном журнале я встретил данные о том, что почти 800 мер социальной поддержки существует на федеральном уровне плюс в среднем 100 мер – в каждом регионе.
Если провести некоторую градацию действующих мер соцподдержки по группам получателей в нашем крае, то самой многочисленной категорией, кому предназначены различные доплаты и пособия, являются пожилые люди, которые ощутили на себе весь драматизм истории страны. Это участники и инвалиды Великой Отечественной войны, труженики тыла, жертвы политических репрессий, ветераны труда, инвалиды, жители блокадного Ленинграда, пенсионеры, получающие минимальную пенсию. Конечно же, предусмотрена социальная поддержка семей с детьми, причем по сумме краевых расходов она одна из самых затратных. Кроме этого, меры соцподдержки распространены на малоимущих граждан, специалистов сельской местности, педагогических работников, ветеранов боевых действий и т.д. Одним из последних адресных законов, который мы приняли в 2016 году, всем забайкальцам старше 70 лет гарантирована компенсация расходов по оплате взносов за капитальный ремонт.
С точки зрения бюджета, на исполнение социальных обязательств, например, перед федеральными льготниками, проживающими в Забайкальском крае, в 2018 году будет израсходовано 1 млрд 412 млн рублей. А чтобы обеспечить все льготы и доплаты, которые закреплены краевыми законами, понадобится 3 млрд 511 млн рублей. В целом же, если сложить все социальные нужды, включая расходы на зарплату работников бюджетной сферы, получается, что доля социальных затрат в бюджете края превышает 63 процента. В цифрах это колоссальная сумма – 31 млрд рублей.
Вот почему мы с большой осторожностью относимся к введению новых льгот. Когда бюджетные возможности позволяли, да, мы с легким сердцем принимали законы о дополнительных мерах соцподдержки. Но сейчас бюджетная политика изменилась, требования Минфина России в этой части серьезно ужесточились. Установка для всех, без исключения, регионов – перейти на сугубо адресную поддержку нуждающихся.
Вместе с этим, мы видим, как государство корректирует социальную политику, усиливая, в частности, поддержку молодых семей. Введение новых ежемесячных выплат на первого ребенка, субсидий по ипотеке, продление программы материнского капитала и ряд других мер, о чем месяц назад заявил президент России, - это такая мощная государственная стратегия, которой даже самый хороший региональный закон, конечно же, не конкурент.
Ну, а что есть у нас и чего нет в других регионах… Цель «быть впереди всех» хороша в том случае, если для этого достаточно ресурсов. Нам сегодня куда важнее сохранить то, что есть в крае.