В Чите на грани уничтожения несколько работ мастеров малой формы.
10 июня на одну из лавочек читинского парка ОДОРА «усадили» 200-килограмовую скульптуру кота – то ли пушкинского «ученого», то ли булгаковского Бегемота. Кот понравился – желающих с ним сфотографироваться собирается немало. Но кто из жителей города знает, что уже 25 лет в парке Победы погибают безвестно и бесцельно несколько прекрасных работ?
Они были выставлены на международном симпозиуме скульпторов, который проходил в Чите в августе 1987 года. Участниками симпозиума тогда были творцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента. Полгода, по условиям конкурса, они ваяли свои работы. Но симпозиум прошел, скульпторы разъехались, оставив работы Ивану Дятлову – руководителю ООО «Парк». Там они и лежат до сих пор.
- Где-то на задворках парка Победы, среди развалин и груд мусора, притулились несколько гранитных скульптур: мальчик в лодке с рыбой, лев, залегший перед прыжком, мыслитель, устремивший взор в облака, влюбленные мужчина и женщина – не то под одеялом, не то под волной, Клеопатра, еще кое-кто, - рассказывает читинский журналист Лариса Комиссарова.
В 2006 году корреспонденты телеканала «Альтес» сняли по этому поводу сюжет, но дело не сдвинулось. Власти разводили руками: сделать ничего не можем, скульптуры – чья-то собственность, а вдруг у них «хозяева» объявятся, предъявят счет.
Поскольку Иван Дятлов был спонсором симпозиума, то обязался скульптуры пристроить - они могли бы украсить Читу. Но так ничего и не получилось. «Разговоров об этом было много. Но большие мужи решают большие проблемы, им не до мелких вопросов, каких-то работ художников. Поэтому мы будем просто выставлять фигуры в парке Победы по мере его благоустройства. Приходите в июне-августе нынешнего года, и вы их там увидите», - убеждал Иван Дятлов корреспондента «Экстры» в 2008 году.
Не увидели ни в 2008-м, ни в 2013-м. 18 июня этого года журналистов «Экстры» на территорию ООО «Парк» не пустили. Сказали: «Частная собственность - не имеете права. У нас вообще есть информация, что вы террористы». С трудом дозвонившись до Ивана Григорьевича Дятлова, автор статьи услышала: «Властьпридержащим ничего не надо. А вообще эта тема закрыта. Разговор закончен».
«Скульптуры талантливых мастеров, если на них не обратят внимания власти, авось и умыкнут под шумок. Кстати, уже не раз пытались. Кто попроще, тот через дыру в заборе тащил. Кто повыше рангом, тот использовал более изощренные методы давления на Дятлова», - писала «Экстра» пять лет назад.
Насколько известно на сегодня, одна скульптура – «Флейтист» - стоит в центре города у здания краевой филармонии. И, со слов Дятлова, еще одна передана драмтеатру.
- Несколько скульптур исчезли, остальные потускнели, отбиты, медленно умирают, - говорит Лариса Комиссарова, побывавшая на «кладбище скульптур» 12 июня 2013 года. - Куда девались другие композиции? В чьих дачах или коттеджах нашли они свой приют? А ведь как замечательно смотрелся где-нибудь в кустах на центральной площади этот лев, сделанный когда-то руками Леонида Кулеша и Александра Авдеева. Но и авторы заняты своими делами, и у властей руки не доходят. Сколько же ждать скульптурам еще, оставаясь на задворках то ли парка, то ли наших душ?
Между тем один из собственников - автор скульптуры льва – известен. Это Александр Авдеев, солист фолк-театра «Забайкалье».
- Он никаких счетов не собирается предъявлять, и вообще был бы счастлив, если бы его труд был ближе к людям. Да и не о помойке мечтали другие авторы - это же ясно. Неужели нет в городе юриста, который бы нашел в законе зацепку, которая бы расставила все по своим местам? Неужели никто не может это сделать на общественных началах, если в городском бюджете не найдется средств на гонорар? Ну, пусть бы мы потом дискутировали и критиковали концепцию этих скульптурных форм (как это происходит со всем новым, что появляется в Чите), но они бы просто БЫЛИ, они бы ЖИЛИ жизнью нашего города! Разве не для этого их создавали талантливые люди четверть века назад? – задает вопрос Лариса Комиссарова.
Ответят ли городские власти на этот раз? Решат ли, наконец, эту проблему? Или придется ждать еще 25 лет?