Забайкальские пограничники обсудили воспитательную работу

14:38, 31 января 2008

В Чите решали, как сделать край привлекательным для туристов и инвесторов.

На прошлой неделе в Чите прошел Гражданский форум. Событие для региона крайне важное - на нем чиновники и ученые из разных регионов страны решали, как Забайкалье будет развиваться дальше. Например, думали, как изменить имидж «каторжного края», который является одним из лидеров в стране по уровню преступности.

«Чита – это где детей заморозили»

О том, что у нашего региона нет имиджа, первым сказал губернатор Константин Ильковский.

- Сегодня нет имиджа Забайкальского края в России. С моей точки зрения, это хорошо, есть огромное поле для творчества. О нас в России вообще мало знают, - рассказал Ильковский в ходе общения с журналистами и привел показательный пример: - Один высокопоставленный чиновник, который узнал о моем назначении в Забайкалье, сказал: «Ну и трудно же тебе будет там, в Иркутске».

К слову, о том, что про нас мало что знают, говорили и в ходе круглого стола «Имидж региона как стратегический ресурс развития Забайкальского края». В ходе мероприятия выступил представитель МИД России в Чите Алексей Котельников.

По его словам, в феврале он ездил на курсы повышения квалификации, и один из чиновников поинтересовался у него: «Как у вас дела после закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?»

- Я ответил, что БЦБК не у нас, что я из Читы, - добавил Котельников и рассказал, что в ответ на это его собеседник заявил: «А, это там, где детей в бане заморозили».

Как отметил представитель МИД в Чите, это сегодня и является имиджем Забайкалья.

- Почитайте Интернет, сегодня главная новость - это поджог зданий Следственного комитета и полиции в Чите. Наши информагентства пишут об убийствах, ДТП, - продолжил Котельников.

Однако в ходе дискуссии один из приглашенных гостей парировал, что об этом пишут не только забайкальские СМИ.

- Зайдите на новостной портал любого города, и там вы увидите то же самое, - сказал гость круглого стола.

Вообще, про криминал в тот день было сказано немало. Вспомнили, что по уровню преступности Забайкалье находится на втором месте в России и, мол, в том числе и из-за этого нам тяжело с привлечением инвесторов и туристов.

Некуда сходить

Но как избавиться от этого «каторжного наследия»? Как сделать так, чтобы о Забайкалье говорили не только как о регионе, где народ спивается и убивает своих детей? Ответы на эти вопросы и искали 26 октября в министерстве международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма края. Кого там только не было: профессора, кандидаты наук, чиновники, руководители турфирм, представители рекламного бизнеса и журналисты. В общем, интеллигенция, «местная элита», о которой сегодня стало модно говорить.

И что же они придумали? Если говорить кратко, то предлагалось следующее: естественно «играть» на нашем уникальном трансграничном положении (рядом находятся Китай и Монголия) и природном потенциале и сделать нашим конкурентным преимуществом внутренний туризм.

Один кандидат наук сравнил нас с Улан-Удэ и заявил, что из Читы люди уезжают потому, что им некуда сходить. К слову, о том, что «у нас некуда сходить», говорили на круглом столе разные люди, однако были и те, кого эти слова возмутили. «Можно и в музей сходить!» - парировали они.

«Золотые ворота»

«Чита - это окно в Азию». «У нас в городе расположены Кафедральный собор и дацан, такое можно встретить только в нескольких городах страны». «Забайкалье - это золотые ворота России». «Нужно рассказывать о том, что здесь был каторжный регион». «Стоит вспомнить про Чингисхана». «Надо открыть у нас музей истории русского Харбина». «Во всех городах есть свои музеи, а у нас нет музея Читы». «Надо строить «Русскую деревню», о которой давно уже говорим». Эти и другие предложения звучали в ходе мероприятия. Но некоторые участники круглого стола с сомнением отвечали: «Русской деревней» к нам туристов не заманишь. Памятниками тоже - в Маньчжурии русских памятников полно. Нам нужно что-то другое, например, охотничий туризм». Или говорили примерно следующее: «С брендом Чингисхана мы опоздали, этот бренд у Монголии».

И, наконец, ключевая, на мой взгляд, фраза: «Кроме китайских туристов к нам мало кто приедет».

О том, что надо делать ставку на наших соседей, говорили и представители турфир, приглашенные на круглый стол. По словам директора одной из туристических фирм, за 9 месяцев через них в Забайкалье приехали несколько тысяч китайцев, в основном, с краткосрочными визитами.

- Иностранцу лучше быть там, где живет население. Мы возили их в Даурию, показывали памятники, но это им было неинтересно. А когда мы привезли их в Борзю, они сразу изменились, были на позитиве. Для них что нужно: русская еда, народные песни, - рассказала директор турфирмы.

Ее коллега продолжила: «Мы занимаемся внутренним туризмом, для школьников проводим экскурсии по Чите, они в восторге. У нас все есть, просто мало людей, которые могут правильно рассказать о наших достопримечательностях. Нужно создать школу экскурсоводов. Имидж должен раскручиваться «живыми» уроками. Мы должны любить свой город».

- На нас лежит печать бедности – с тех времен, когда жизнь человека, его частная собственность не ценились. Нам надо создавать идеал обеспеченного, работающего человека с высшим образованием, квартирой, домом. И надо забыть истерики по поводу покидания региона – пусть уезжают, это их дело, не надо говорить им вслед, что они предатели, - взял слово единорос Роман Амплеев.

Он высказал свою точку зрения и по поводу конкурентных преимуществ Забайкалья:

- Надо ответить на ключевые вопросы: как к нам относится Москва, и какой видит нашу роль в дальнейшем развитии России? Нужно будоражить федеральный центр, что мы тоже часть России. Когда мы получим ответы на эти вопросы, тогда можно будет искать конкурентные преимущества.

Разговор о Москве то и дело заходил во время мероприятия. Было отмечено, что столица пока не определилась окончательно с нашим статусом, и «это хорошо».

Кто-то продолжил, что Забайкалью надо попадать во все федеральные программы. А представитель Бурятского госуниверситета добавила: «Имидж Забайкалья сложился криминальный. У нас летом проходит огромное количество форумов, они интересны молодежи, благодаря им развивается гостиничный бизнес. Может, Забайкалью тоже надо организовывать такие форумы, на которые пойдут инвестиции из федерального центра?

… Три часа круглого стола пролетели незаметно. Много того, о чем там говорилось, не попало в этот обзор: в частности, констатировалось то, что Чита – это грязный город, что нужно создавать комфортные условия для проживания, в том числе и в районах, что самим необходимо пытаться развивать регион, а не думать только об инвестициях.

Однако к какому-то общему итогу на мероприятии так и не пришли. Участникам круглого стола было предложено подготовить свои предложения по улучшению имиджа региона и собраться позже – разговор на эту животрепещущую тему только начался.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"