3 июля в селе Ленинск Улетовского района тихо провели общественные слушания на тему грядущей добычи урана. Информацию о проведении разместили в районной газете «Улетовские вести», «Российской газете», «Забайкальском рабочем». На сайте министерства природных ресурсов и промышленной политики края – тишина. Ни анонса, ни результатов. По свидетельству жителей, тех, кто присутствовал, из 119 человек за добычу урана было от силы 2-3 человека. Однако согласно действующему законодательству, задача общественных слушаний обсудить, и принять к сведению пожелания. А вовсе не решать - добывать уран или нет.
На сайте Улетовского района опубликован протокол собрания. В документах, приложенных к протоколу уранодобывающей компании (УДК) «Горное», разработчики честно предупреждают, что в результате их деятельности произойдет техногенное загрязнение и изменение природного ландшафта. Площадь карьера составит более 85 гектаров.
В заключении самой УДК «Горное» последствия добычи урана представляются как мало опасные.
«Природные факторы, препятствующие реализации проекта, отсутствуют. Загрязнение атмосферного воздуха не превысит допустимых значений. Сточные воды, после кучного выщелачивания, будут очищены». И другие оптимистичные фразы…
Место добычи располагается между большим Улелейским и малым Улелейским притоком Ингоды в самых ее истоках.
Африка нам поможет?
Петр Писаренко, житель Танги, был одним из тех, кто побывал на слушаниях. Старался внимать и разбираться в ситуации. Однако наотрез отказался подписывать непонятную бумагу, которую подсунули на обсуждении. По его словам, расписаться попросили всех, кто пришел.
- Фамилия, имя, отчество, подпись. А для какой цели подпись? Если подпишу, сфабрикуют так, что мы согласны, - говорит Петр Демидович.
А вот подписи против добычи урана, их набралось уже более тысячи, люди несут добровольно. В маленьком магазинчике в Ленинске толстая пачка листов. Планируется передать их в природоохранную прокуратуру.
- Если нам никто не поможет, мы до Путина дойдем, - обещает Олег Терещенко. – Я разговаривал с главой района (Сергей Савин – «ЗМ»), я говорю - ты что, мы ж тут сгинем. Он ответил: «Даже если мы поднимем головы, нас никто не спросит».
На слушаниях улетовцам доступно объяснили, что так или иначе опасный элемент на их земле добывать все равно будут. Особенно если ЮАР не согласится продать России дешевый уран – тогда понадобится улетовский. Так что жизнь и здоровье улетовцев сейчас в руках властей Южно-африканской республики.
Будут жертвы?
89-летний Петр Писаренко страдает от рака позвоночника. Метастазы задели уже несколько позвонков. Тяжкую болезнь он списывает на то, что очень любил пить воду из скважин поблизости от урановых разработок.
А в Ленинске медицинская статистика простая. По словам самих жителей, болен практически каждый третий. Только за последние месяцы выявлено шесть новых заболевших. И это учитывая население в 600 человек. Отметим, что медики данные не подтверждают.
- У нас лет 20 назад стояла геологоразведывательная партия (ГРП №140), которая вела разведку этого уранового месторождения. Они раскопали, даже не закопали и уехали. И через 15 лет у нас каждая вторая женщина без женских органов, - рассказывает Людмила Терещенко, - Дети болеют. Женщина уехала, в гробу вернулась. Больница уже не берет, говорят: «Откуда такие? Почему не проверяетесь?» А нам негде, у нас больницу закрыли. Деньги накопим и поедем в Читу, платно проходить обследование…
- Вас не беспокоит судьба района, угроза распространения радиации, - задали мы вопрос заместителю главы администрации района Ольге Рычковой.
- Меня – нет, ученые работают над этим. Я не думаю, что это вред принесет здоровью, - ответила чиновник.
Больше ничего о соглашении между предприятием и районом, Рычкова, по ее словам, не знает и сам вопрос – не в ее компетенции.
Главы района Сергея Савина в момент визита на месте не было. Не было его и на общественных слушаниях 3 июля. По словам жителей района, он уехал на рыбалку. Пока еще рыбу из Ингоды есть можно…
На захоронение отходов денег нет
О том, что на захоронение отходов уранового производства денег нет, в открытую заявили на публичных слушаниях. На разработку и добычу средства готовы, на захоронение – нет.
Через 600 метров от места добычи обещают уже безопасную для людей и животных зону. Люди не верят. Жители Ленинска боятся – к ним уран ближе всего.
- Вода в реке поднимется, и проснемся – волосы на подушке. Мы здесь живем, ягоду собираем, рыбу едим. Дети ездят, внуки ездят. А потом меня внуки спросят: «Ты зачем нас этой рыбой кормила?» Что мне им ответить? – возмущается жительница Ленинска Людмила Терещенко.
- Мы этот уран разведаем, раскопаем. А дальше-то что? Все кончится, - рассуждает улетовский охотник Александр Горковенко. И демонстрирует журналистам лысых соболей. Несколько лет назад, когда от сильного лесоповала вскрылась почва, зверь пошел с как будто полинявшей шкурой. Соболь пошел лысоватый: ни шапку сшить, ни приемщикам сдать. В ветнадзоре соболей проверили. Оказалось, радиационный фон у шкурки зверя зашкаливал. И это когда за разработку урана еще толком и не брались - только разведывали.
«Жили-жили плохо, а нас еще и обокрали»
Это самая короткая характеристика ситуации с добычей урана от местных жителей. Меж тем разработчики обещают, что после начала добычи денег в бюджете прибавится и появятся рабочие места.
К слову, с 2009 года в бюджет района от будущих уранодобычиков прибыло 14 миллионов рублей. Плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферу составит аж 49 тысяч рублей в год. Плата за отведенный лесной участок (85 гектаров) составит 587 тысяч рублей в год и уйдет в Москву. Плата за размещение отходов уранового производства составляет чуть более 1 миллиона рублей в год и пойдет в региональный и муниципальный бюджеты. Особо отмечается, что в школу Ленинска приобретены персональные компьютеры для занятий по информатике. Плата за пользование недрами пойдет в бюджет Ленинска.
Уранодобывающая компания «Горное»
Входит в уранодобывающий холдинг «Атомредметзолото». Цель проекта – создание экономически эффективного предприятия, основанного на низкозатратном методе кучного выщелачивания урана. Утвержденные запасы месторождений Березовое и Горное составляют около 8 тысяч тонн.