24 декабря, в сочельник, читинские католики соберутся за предрождественским столом, а потом направятся в костёл – на вечернюю службу. Этой службой начнется литургическое празднование Рождества Христова.
Миссионер из Индонезии
Я приехала сюда в один из дней «предпразднства» – в костёле вовсю шла подготовка к Рождеству. Приехала без предварительного звонка. И хотя настоятель прихода Петра и Павла отец Адриан был очень занят – занимался монтажом рождественского баннера на фасаде, побеседовать со мной он согласился сразу, радостно улыбаясь, как будто мы старые друзья.
Родина отца Адриана (Адриануса Джехадуна) – солнечная Индонезия: 34 года назад он родился на прекрасном острове Бали, омываемом водами Индийского и Тихого океанов. Там он окончил теологический факультет университета, там живут его родители, которые ждут возвращения сына из далёкой и холодной России.
- Отец Адриан, миссионерская служба в России – это ваш осознанный выбор?
- Я – монах Общества Слова Божьего - католической конгрегации, которой более 140 лет. После окончания учёбы нам дают возможность поразмышлять – куда ехать. Потом нужно написать по желанию три страны. Так сделал и я – на первом месте у меня была Россия, на втором – Филиппины, на третьем – Австралия. Я подумал, что начальники, решающие мою судьбу, скажут: «А-а-а, вот он какой – хочет в Россию! Направим-ка его тогда, наоборот, в Австралию». Но этого не случилось, - смеётся отец Адриан, - они «хитрость» не поняли, и мне было суждено ехать в Россию.
Индонезийский миссионер в нашей стране уже не первый год, сначала служил в Иркутске и вот уже почти два года в Чите.
- В Иркутске было трудно: во-первых, я был «новеньким» и плохо знал русский язык, во-вторых, Иркутск – город большой, и люди в нём очень занятые, у них мало времени для церкви. В Чите очень хорошо. Конечно, в будние дни народа не много, но в выходные приходят более 50 человек, а в праздники храм полон. Ваш язык, безусловно, трудный, но, согласитесь, я ведь уже совсем неплохо говорю по-русски?
Соглашаюсь: настоятель католического прихода отвечает на мои вопросы довольно быстро, не останавливаясь в поиске нужного слова. И что особенно приятно – он улыбчив и открыт.
- Как ваша паства готовится к предстоящему празднику?
- Сейчас идёт Адвент, который начинается за четыре воскресенья до Рождества. В это время проводятся особые богослужения. Это время ожидания. Вы видели наши традиционные венки Адвента, в которые вплетены четыре свечи? В первое воскресенье зажигается одна свеча, во второе две и так далее. У православных в этот период идёт рождественский пост.
- А у католиков есть пост?
- Во время Адвента мы отказываемся от привязанности, то есть от того, что доставляет удовольствие. Допустим, если вы любите сладкое, значит, должны отказаться от лакомств, и в Рождество они будут ещё вкуснее. Христос пожертвовал собой, и верующий в дни Адвента жертвует пищей.
По словам отца Адриана в ночь на Рождество в храм приходят и те, кто не считает себя католиками. Здесь хорошо, красиво. Кроме ёлок, устанавливаются рождественские ясли, поскольку именно в ясли с сеном Мария положила новорожденного Иисуса, и вертепы, состоящие из фигурок Младенца, Девы Марии и святого Иосифа, вокруг которых стоят волхвы и животные. Главное для католиков – всем вместе помолиться, всем вместе прочувствовать волшебный момент Рождества.
Монахиня из Польши
В храме живут и трудятся монахини из конгрегации Служительниц Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Ими был открыт Центр помощи семье и детям во имя Святого Семейства.
- Мы занимаемся с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети и взрослые готовят к празднику три спектакля. Есть и ещё одна группа – бездомные, для них будет организован праздничный обед, а небольшие подарки им я уже купила. Прихожане тоже откликаются на помощь, несут в храм свой «килограмм для бедных» - расфасованные продукты. Рождество – семейный праздник. В этот день собирается семья – большая, как мир. За рождественский стол мы приглашаем наших друзей, с которыми встречаемся в течение года. Здесь и бездомные, старики, бедные дети, бедные семьи. За этим столом нет чужих, - рассказывает настоятельница Центра сестра Михайлина.
Она в России уже 15 лет. Служила в Чите, потом в Ангарске и вот, с сентября, снова в нашем городе.
- В Чите очень хорошие люди, отзывчивые, - улыбается монахиня.
Читинские католики помогают не только местным нуждающимся. Недавно собрали посылки – одежду, игрушки – и отправили в Новую Гвинею.
- В Гвинее сейчас служит уехавший из Читы отец Ярослав. Он сообщил нам, что там много бедных. Дети, голодные и раздетые, хотели бы прийти в храм да не в чем. Вот мы и собрали всё необходимое и отправили «Почтой России». Сейчас по интернету отслеживаем путь посылок – к Рождеству наша помощь должна подоспеть.
У католиков есть прекрасная традиция совместного преломления хлеба. Для этого выпекают специальные прямоугольные облатки с изображением библейских сюжетов. В Сочельник, на вечерней мессе облатки освещаются. Верующие приносят их домой, разламывают на части и раздают близким. Затем каждый отщипывает от куска соседа небольшой ломтик, съедает его и даёт отщипнуть от своего.
- Переламывая хлеб и протягивая его с пожеланиями всех благ, мы передаём друг другу частички добра и любви и разделяем между собой радость праздника. Божией вам благодати и счастья! - завершает сестра Михайлина и дарит мне сделанную детьми её Центра маленькую фигурку ангелочка.
Экстра-справка В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря - григорианский. Целью этой реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Однако Русская Православная Церковь не приняла григорианский календарь и осудила его, как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Послереволюционная Россия 14 февраля 1918 года ввела так называемый новый стиль (григорианский). Тогда и появились такие наименования, как «старый стиль» - юлианский календарь и «новый стиль» - григорианский календарь. Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлианским календарем - в отличие от католиков, которые пользуются григорианским. Вот и получилось, что католики отмечают Рождество 25 декабря по новому григорианскому календарю, а православные - Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон – по старому юлианскому календарю и также 25 декабря, но которое в современном григорианском календаре попадает на 7 января. |
Опубликовано в газете «Экстра» №51