Громкое дело о гибели уроженца Могочинского района Забайкальского края Артёма Тетерина, который проходил срочную службу в Ярославской области, обрастает новыми подробностями. Напомним, парня нашли повешенным в лесу в марте 2017-го. Поначалу следователи говорили о банальном суициде. Однако недавно эта версия претерпела значительные изменения. Оказалось, что погибшего вынудили пойти на такой поступок. Мать же Тетерина уверенна, что её сына убили, а суицид – это всего лишь ширма.
Повесился возле части
Солдат-срочник из Забайкалья Артём Тетерин пропал из воинской части под Переславлем-Залесским в Ярославской области в ноябре 2016 года. По официальной версии военных, он якобы ушёл в «самоволку». Поисками парня тогда занялись сотрудники вышеупомянутой части и представители военного следственного отдела, которые возбудили на него уголовное дело по факту самовольного оставления места прохождения службы. Примечательно, что изначально сослуживцы Артёма свидетельствовали о том, что в день пропажи он около пяти часов вечера пошёл в магазин, который находился в посёлке Новоселье в километре от воинской части. При этом боевые товарищи забайкальца в ходе допросов не могли ответить, для каких целей тот туда отправился. Спустя полгода Артём, был найден, вернее то, что от него осталось: обезображенное тело молодого человека, повешенное на ремне, случайно обнаружили в лесу охотники. Парадокс, но эта страшная находка их поджидала буквально в 500 метрах от той злополучной воинской части. Как военные, прочёсывающие вначале поисковых мероприятий периметр данного объекта, могли проглядеть подобное, остаётся большой загадкой. Отметим, что мать покойного восприняла в штыки первоначальную версию следствия о том, что её сын совершил суицид без видимых на то причин. Женщина была и остаётся убежденна в том, что с Артёмом расправились: «Нашли его рядом, там пять минут ходьбы. Не знаю, как они его искали. На этот вопрос отвечают – мы туда не дошли. Его убили, это сто процентов. Потому что там такое место открытое – невозможно его найти столько месяцев».
По воспоминаниям близких, погибший был довольно перспективным парнем. Окончил могочинскую СОШ №1, отучился в одном из читинских вузов, а после – поступил в магистратуру Московского института стали и сплавов, откуда летом 2015-го его призвали служить. Несмотря на уговоры матери и проблемы со здоровьем (плоскостопие 2-ой степени, зрение минус 4, перенесённая клиническая смерть – авт.), студент твёрдо решил пройти армейским путём. Во время редких звонков солдат рассказывал матери о служебных буднях совсем немного, но при этом в негативном ключе. Ледяная вода, оскорбления сослуживцев, постоянные наряды – вот та скудная информация, которую Ольге с трудом удалось вытянуть из сына. По утверждениям убитой горем матери, в воинской части творился откровенный беспредел – у Артёма вымогали деньги.
Чтобы переломить ситуацию, он даже просил о переводе. В свою очередь, характер погибшего его знакомые по армии на первых допросах описывали, как нерешительный. По мнению сослуживцев, парень был замкнут в себе, постоянно молчал. Ничего не рассказывал о семье, учёбе, предыдущей жизни. Медленно, но верно их позиция свелась к тому, что парень сам на себя наложил руки, так как внешних предпосылок к этому не было, его никто не обижал. И в итоге он своим поступком подвёл под монастырь большое количество народа. В противовес этому одноклассники и одногруппники Тетерина в один голос заявляли сыщикам, что он не был обделён чувством юмора, со всеми общался и не избегал молодёжных вечеринок.
Инсценировка самоубийства?
Военным следователям, занимающимся этим делом, потребовался ни один месяц, чтобы расставить все точки над «i». В конечном итоге показания сослуживцев Артёма, которые те давали на первых порах, оказались не более чем покрывательством. Летом 2017 года правоохранители предъявили обвинение 19-летнему рядовому Усубу Аджояну в избиении восьми сослуживцев, в числе которых был и Тетерин. По их данным, в августе-октябре 2016-го в войсковой части, расположенной в селе Новоселье, рядовой Усуб Аджоян «с целью самоутвердиться за счёт применения насилия к сослуживцам» систематически избивал восьмерых рядовых. Претензии к сослуживцам у Аджояна возникали по разным поводам. Например, очерёдность уборки туалета, выход из казармы без его разрешения, «неправильно на меня смотришь», разрешение пройти мимо него и так далее. Из материалов уголовного дела следует, что Аджоян не только бил сослуживцев, но и издевался над ними. Так, он потушил сигарету о ладонь рядового, заставлял солдат оббежать и обойти гуськом здание казармы по семь раз, а также выполнять 200 приседаний и 50 отжиманий. При этом больше всего доставалось 23-летнему призывнику из Забайкалья Артёму Тетерину. Как-то Аджояну не понравилось, что Тетерин был не стрижен. Без применения косметических средств и предварительного смачивания, снизу вверх, то есть против роста волос, обвиняемый выбрил ему полосу вдоль головы. Свою вину злоумышленник не признал.
Немного погодя, Аджояну в довесок ко всему предъявили обвинение по статье: «Доведение до самоубийства». В настоящее время Балашихинский гарнизонный военный суд уже рассматривает дело по его душу. На днях свидетели рассказали в суде о «дедовщине», которую устраивал подсудимый. Так, в заседании 3 апреля суд допросил двоих свидетелей по делу. Это сослуживцы Артёма Тетерина, которых (как и Артёма, и других потерпевших по делу) «прокачивал» Аджоян – принуждал выполнять физические упражнения. Они подтвердили данные на следствии показания. Свидетели пояснили, что офицеры никак не интересовались производимой Аджояном «прокачкой» военнослужащих младшего призыва. Также в судебном заседании юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина заявила ходатайство о проведении судебно-биологической и судебно-криминалистической экспертизы одежды, снятой с трупа Артёма Тетерина.
«В день, когда он (Тетерин) пропал, никто из свидетелей не замечал никаких повреждений, загрязнений на его одежде. В ходе судебного заседания 30 марта 2018 года при осмотре вещественных доказательств по уголовному делу были обнаружены загрязнения на куртке, нательном белье и брюках, не отражённые при предварительном следствии. Таким образом, органами следствия не давалась оценка характера и механизма возникновения данных загрязнений», – сообщается на сайте вышеупомянутой организации.
Интересный момент: на этапе ознакомлении с материалами уголовного дела Ольга Тетерина просила предоставить ей одежду Артёма (попытка оказалась тщетной – авт.), в которой тот был, когда случилось непоправимое. Женщина обратила внимание на то, что вся одежда её сына была в песке. Также на всей одежде вплоть до нательного белья имелись бурые пятна: «Ещё меня очень интересовало, почему у моего сына два одинаковых ремня. Потому что смотрела обмундирование. У них один широкий ремень – на бушлат, второй, поуже, – на брюки. Местность, где нашли тело, болотистая. Песка рядом вообще нигде нет». Все эти факты в совокупности наводят Ольгу на мысль о том, что самоубийство было инсценировано заинтересованными лицами.
«Экстра» будет следить за развитием событий.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"