В частности, две организации, оказывающие предоставление услуг в этой сфере, при установке домофонов предлагают своим клиентам типовые (т.е. одинаковые по форме и содержанию) договоры купли-продажи аудио-домофонной системы ограничения и контроля дос¬тупа и договоры об оказании услуг по техническому обслуживанию домофонной системы ограничения доступа.
При этом, одно из обществ, действуя в своих интересах, по смыслу договора купли-продажи, передает в собственность жильцам за плату все оборудование, входящее в аудио-домофонную систему ограничения доступа и контроля. Однако по заключаемому тут же договору об оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту домофонных систем оказывается, что такое оборудование как блок вызова, коммутатор и блок питания, без которых система не может функционировать, остается в собственности продавца, и передается лишь в пользование жильцам. Обе фирмы принимали на себя обязанность по техническому обслуживанию и ремонту домофонной системы, а на жильцов возлагалось бремя оплаты такого обслуживания в сумме 35 рублей ежемесячно.
Вместе с тем, согласно п.1 ст.19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 этого Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В договорах этих организаций такой гарантийный срок установлен на 1 год.
Тем самым, вопреки п.4 ст.421, ст.422 Гражданского кодекса РФ, ст.19 За¬кона РФ «О защите прав потребителей» в типовых договорах об оказании услуг по техобслуживанию и ремонту домофонной системы, предлагаемом обеими фирмами, содержатся условия, ущемляющие права потребителей. Все недостатки проданного товара должны устраняться продавцом в течение гарантийного срока безвозмездно, если продавцом не будет доказано, что недостатки возникли по вине потребителя.
Прокуратура усмотрела в действиях фирм признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя) и возбудила дела об этих правонарушениях. В настоящее время материалы направлены на рассмотрение в органы Роспотребнадзора, сообщает пресс-служба прокуратуры Забайкальского края.