Эксперты оценивают первый год жизни краевой дорожной казны на «неудовлетворительно».
6 декабря в овальном зале краевой администрации было жарко: депутаты Заксобрания, представители администраций различного ранга, министерства финансов и подрядных организаций обсуждали расходы регионального дорожного фонда в 2012 году – собственно, первого года жизни этого проекта. Разговор хоть и складывался легко, без повышенных тонов, однако болезненных точек высветил достаточно. Настолько, что легкая, казалось, походка фонда по отремонтированным дорогам превратилась в прихрамывающую.
Субсидии и отчетность
Объем краевого дорожного фонда в 2012 году составил 3 млрд 598 млн рублей. Из этих средств были профинансированы четыре вида субсидий. В общей сложности, на каждую из четырех строк пошло 5% от объема фонда, это где-то по 188-189 млн рублей. Остановимся на каждой подробнее.
Итак, проектирование и строительство/реконструкция автодорог местного значения до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с автодорогами общего пользования. По данным на 3 декабря, на финансирование этой строки направлены всего 27 млн, что составляет 14,7% от возможной суммы. Дело в том, что из 35 районов документы на проектирование отдали всего 8. Остальные муниципальные образования субсидию не использовали.
На ремонт внутрипоселенческих дорог перечислена вся сумма. Исполнение по этой строке составило 100%. То же самое – с ремонтом дворовых территорий.
- 14 муниципальных образований хорошо используют эту субсидию, 6 – не используют вообще, - прозвучало на заседании.
372 млн рублей были запланированы на ремонт и строительство межпоселенческих дорог местного значения. К 3 декабря потратить из них удалось 202 млн 486 тысяч, так как из 14 муниципальных образований, заявленных изначально, субсидию используют только 5.
Отдельной проблемой стали отчеты о расходовании средств. По каждой субсидии отчетов нет у нескольких районов. Число «молчунов» доходит до 10 муниципальных образований – в переводе на деньги это десятки миллионов рублей, сейчас непонятно где находящихся.
В обсуждении прозвучал пример Александрово-Заводского района, которому была направлена одна из субсидий объемом в 10 млн рублей. Администрация района до сих пор не представила муниципальный контракт и не использовала деньги.
- В Забайкальском районе мы профинансировали на 30 миллионов рублей, кассовые распределения – ноль, - сообщила присутствующим министр финансов Забайкальского края Светлана Доробалюк.
- Деньги лежат на счетах администраций, когда должны работать. Разве это нормально? – возмутился кто-то из присутствующих.
Объем неиспользованных в 2012 году средств перейдет в бюджет дорожного фонда будущего года. По оценкам, он составит 5,5 млрд рублей. Четыре перечисленных субсидии будут и в 2013 году, однако в 2014 и 2015 годах субсидирования реконструкции дорог в населенных пунктах и ремонта дворовых территорий не будет.
Упущен контроль
Остатки на муниципальных счетах сегодня, по словам Светланы Доробалюк, составляют 293 млн рублей. Кредиторская задолженность «Службы единого заказчика», по данным на 1 ноября, составляла 174 млн рублей. Что же мешает дорожному делу в Забайкальском крае?
- Упущен контроль на уровне муниципалитетов, где нет контролирующего органа или лица, отвечающего за это, - предположила Светлана Доробалюк. – Мы предлагаем создать контролирующий орган со статусом юридического лица и создать долгосрочную целевую программу.
Также было предложено внести изменения в уже существующую документацию дорожного фонда и дополнить ее возможностью тратить средства на покупку дорожной техники, которая, как впоследствии выяснилось, во многих районах вот-вот прикажет долго жить.
- Ну создадим мы орган с 10 работниками, - парировал министру финансов глава Красночикойского района Михаил Куприянов. – Их на наши дороги пусти, они с объемом не справятся. Будет никчемный орган…
- Давайте создадим межмуниципальный! – подхватила министр.
Муниципалитеты: ответ
В свою очередь, и представители районов указали на ряд трудностей, которые, по их мнению, не дают поставить работу на поток. Это, например, позднее доведение бюджетов лимитных обязательств, что стопорит организацию работы.
- Необходимо ритмичное выделение средств, чтобы не терять времени, - отметил Михаил Куприянов.
По словам муниципалов, все работы остановились с наступлением холодов, чего требует технология. Кроме того, точное знание, когда район получит деньги, позволяет избежать материальных сложностей с подрядчиком.
Те районы, средства в которых были освоены, заявили, что появление денег на дороги – это, безусловно, хорошо, но их нужно в разы больше.
Дороги: какое состояние?
Куда и как тратить поступившие миллионы? Ответ на вопрос кроется в, мягко сказать, удручающем состоянии забайкальских трасс и еле видимых троп.
- У нас в крае 8 тысяч 798 км краевых дорог. Около 80% дорожной базы изношены. Эффект от их содержания – низкий, - заявил Михаил Гурулев, директор «Службы единого заказчика Забайкальского края».
По его словам, в этом году 700 млн пошло на содержание и лишь 200 млн рублей – на ремонт.
- Деньги расплываются, - констатировал он.
Чиновник отметил, что в 2013 году на ремонт заложено 400 млн рублей, однако этого все равно мало.
Да и ремонт зачастую приходится делать в экстремальных условиях: проблема отрасли – не только погодные условия и неравномерное финансирование, но и неподготовленность специалистов и низкие зарплаты рядовых дорожников.
К слову о качестве
О том, как именно делают дороги не только в Забайкалье, но и по всей стране, зашел отдельный разговор. Представители того же Красночикойского района рассказали, что автодорога Малета - Красный Чикой хоть и была отремонтирована, но ремонт был произведен некачественный. В результате все усилия и немалые средства - насмарку.
Один из пунктов, на который пеняли собравшиеся - укладка асфальта в морозы, в снегопад. При этом вспомнилась объездная дорога вокруг Могойтуя два года назад.
- На следующий год они ее перекладывали, - вспомнил кто-то из присутствующих.
Дорожники отнекиваться не стали:
- Да, раньше было такое. И федералы, и мы в прошлые годы так делали. Но сейчас уже год, как мы от этого ушли. Теперь в минусовые температуры не кладем.
Первая черта
Результатом работы круглого стола стало подписание рекомендаций различным ведомствам. В частности минфин должен выделить средства на погашение кредиторской задолженности перед подрядными организациями, а «Служба единого заказчика» - усилить контроль за качеством дорожных работ.
Экзаменационный первый год жизни краевого дорожного фонда почти закрыт. Какой будет работа над ошибками, покажет год 2013-й.
Кстати
Лишь 8,6% дорог в Забайкальском крае имеют асфальто-бетонное покрытие, черное покрытие – 16,3%. Наибольшее число забайкальских километров покрыты песчано-гравийной смесью (73,1% протяженности всех дорог), а около 179 километров вообще не имеют покрытия.
Цифры
В 2012 году в среднем содержание одного километра автодорог в Забайкальском крае составит 78 тыс. рублей. Это самый низкий показатель среди соседних регионов, отметили участники «круглого стола». Для сравнения: в Хабаровском крае на 100 километров тратится 91,9 млн рублей (или 919 тыс.руб. на километр).
Реплика
Финансирование на дорожные работы в районах выделяется по количеству жителей.
Михаил Куприянов, руководитель администрации Красночикойского района:
- Но взять тот же Улетовский район и нас: население одинаковое, а дороги-то разные совершенно!