Временщик – человек, получивший высокое положение по воле стоящего у власти покровителя; бывающий или действующий в течение некоторого времени. (Толковый словарь С.И. Ожегова).
Когда 28-го февраля 2013 года было объявлено о том, что временно исполняющим обязанности губернатора стал Константин Ильковский, как и множество забайкальцев, воспринял эту новость весьма позитивно, но не потому что лично у меня были какие-то серьёзные претензии к власти предыдущей (много лет не жил в крае – не знал проблем), а потому, что даже металл устаёт за 17 лет, не говоря уже о человеке, и поэтому перемены воспринял с воодушевлением – полагал, что хуже не будет, а «свежая кровь» всегда несёт положительный заряд энергии, столь необходимой в настоящее время Забайкальскому краю. Думаю, что также считало и некоторое количество моих земляков-забайкальцев.
Однако, никто из нас просто не знал: «ху из ху» Врио Ильковский, что бы сейчас не говорили нам его пронырливые пропагандисты, заполонившие информационное пространство от И-нета до местных СМИ, что, мол, он тут как родной, край знает очень хорошо, во всех проблемах - от с/х до медицины с образованием разбирается на «ура» и, вообще, профессионал высочайшего класса, словом, такой вот «вундерВрио». Откуда появились такие заносчивые и безапелляционные мнения о человеке, который свалился на наши головы, как гром среди ясного неба, из горячо любимой и сердобольной по отношению к нам столицы, для многих оставалось загадкой. Пока не появилась хоть какая-то информация о господине Ильковском – что родом он из Якутии, возглавлял «Якутскэнерго», ещё больше возглавлял горно-рудную промышленность Якутии, избирался депутатом ГосДумы от «Справедливой России», шахматист и так далее, и, вообще, что он - человек хороший.
Такие вот пряники стали раздавать авансом некоему неизвестному для нас господину доблестные СМИ. Стало интересно: как же появился здесь столь неприметный до сегодняшнего дня «временщик» (см. эпиграф) и что он на самом деле хочет от нас - забайкальцев? Интернет пестрел шутками и аллегориями: «незваный гость (сосед) – хуже татарина», «друг Чубайса – КоКо», «Временный исполнитель воли царя», «Господин «обещалкин»» и т.д.
Ответов пришлось ждать недолго – с первых дней господин Ильковский не обманул наших ожиданий, уволив всех министров и руководителей департаментов со своих должностей... правда, слегка подумав пару дней, вновь вернул последних почти в полном составе и на прежние места. Оправдываться за содеянное (сегодня снять, завтра тех же назначить) не стал, мол, сами догадаетесь – почему я такой крутой: мужик сказал – мужик сделал! Дальше началась настоящая кадровая чехарда в Правительстве и в административном аппарате - получили назначение «лично преданные» временщики, и не потому что в Забайкалье нет достойных людей, которые бы легко выиграли по конкурсу на замещение вакантных должностей (если б таковой проводился) не только любого из назначенных якутов (просто в силу лучших знаний о крае и его специфике), но и потеснили бы многих из местных, вновь назначенных или возвращённых во власть по совету временщиков-советчиков, ну или «советников» (о них - ниже). Но проводить конкурсы господин Ильковский не стал – слишком большое значение придал случайному назначению Верховным Главнокомандующим себя в качестве «Врио». Подумал, что вот…уже «поймал Бога за бороду». Безгранично поверив в полную поддержку Президента, господин «Врио» продолжил административные «реформы».
Когда назначения проводятся келейно, закрыто от глаз общественности, «междусобойчиком», без учёта мнения разных социальных слоёв населения, тогда неумолимо и обязательно возникают недомолвки, недосказанности, непонимание и в результате – сначала слабое, а затем и яростное отторжение власти, переходящее в протест. Для снижения «кумовства», наибольшей объективности в назначениях и придуманы конкурсы, но господин Ильковский посчитал, что «мы сами с усами», а в итоге вопросов стало возникать ещё больше, даже несмотря на самоуверенность временных, основанную на ложном доводе – старую команду народ не поддержит! Надо сказать, что и предыдущая команда своими шараханиями постаралась придать некую мнимую уверенность господину «Врио».
Затем «братание» партии власти и эсеров, взасос исцеловавших друг друга и заодно «временного», окончательно «снесло крышу» у команды временщиков и создало иллюзию: народ обязательно поддержит временщика. Однако стали появляться и первые признаки недовольства, причём, не спровоцированные «бывшими», а созданные нынешними. Господин Ильковский начал раздавать непомерные обещания, подчиняясь влиянию своей пиар-команды. Но как известно: болтать не вредно, а отвечать за обещанное придётся скоро, совсем скоро…когда наступит пора выплат… То что за два месяца правления временных обещано уже на два бюджета края, пока мало кто понимает, но так долго продолжаться не будет и в аккурат перед самыми выборами народ спросит: «Где деньги, Зин?» и временщикам придётся не сладко.
Теперь о назначенцах. После назначения на должность заместителя губернатора г-на Луковцева, о котором было написано, что он-де директор Института Северной Азии, мне показалось, что может чего-то не понимаю в географическом районировании, или проспал новую геостратегическую концепцию России, в которой в последние годы неожиданно появился новый могучий субрегион – «Северная Азия», но отродясь не слышал ни о таком институте, ни о таком узкоспециализированном топониме – «Северная Азия», а всё больше пользуюсь привычными названиями – Сибирь и Дальний Восток. Оказывается, институт с таким названием – личное детище г-на Луковцева, который сам придумал некую нелепую концепцию развития «Северной Азии», доселе мировой политической и экономической науке неизвестную, точнее: неиспользуемую в научной терминологии, как не представляющую какой-либо научной ценности. Ну, примерно как незабвенный Остап Бендер когда-то придумал «Нью-Васюки» и нещадно эксплуатировал невежество граждан Васюков в своих корыстных целях. Так мало того, что придумал, так ещё и зарегистрировал этот с позволения сказать «институт» в городе Чите, слыхом не слыхавшей о таком геополитическом феномене, как Северная Азия, а по праву считающим себя принадлежащим к Сибири и, в частности, к Забайкалью. По указанному адресу ни научных сотрудников, ни лабораторий, ни даже сторожа «института» не обнаружено. То есть, научно не доказанное, необоснованное ничем, кроме амбиций г-на Луковцева, явление, хобби данного временщика стало одним из основных доводов при назначении его заместителем губернатора, классно, да? Так ещё и «явление» оказалось с душком – Луковцев задумал объединить под эгидой Якутии (якутов) разноплеменные народы, живущие в таких абсолютно не родственных ни генетически, ни этнически, ни лингвистически – никак не связанных между собой регионах Азии, как вам это нравится, земляки? И зачем новоявленный «первооткрыватель» зарегистрировал воплощение своей концепции по юридическому адресу в нашем городе, а не в Якутии? И с какой такой целью заявился директором «института» при назначении заместителем губернатора?
Второе назначение якута на должность первого заместителя губернатора оказалось не менее загадочным. Им оказался первый заместитель руководителя «Якутскэнерго» г-н Шеметов. Вроде бы ничего сверхестественного – там был «замом» Ильковского, ну и сюда приехал «замом». Однако насторожил пугающий альтруизм «временного зама» - в Якутии г-н Шеметов (согласно декларации о доходах за прошлый год) получал более 1 млн рублей в месяц, а сюда приехал на зарплату в сто тысяч рублей в месяц, как это? Человек добровольно отказывается от огромного денежного содержания в Якутии и едет в Забайкалье на крошечную (по меркам якутской) зарплату? Что это? Может г-н Шеметов – святой, или совершенно убеждён в том, что за «временное правление» увеличит свой ежемесячный доход кратно? Такой «альтруизм» только подтвердил наши опасения, что люди не просто так, не по зову сердца приехали в наш край. Где же собака зарыта?
Теперь о местных. Не буду пересказывать всё то, что было опубликовано в забайкальских СМИ и на Интернет-ресурсах – читали, слышали, обсуждали многие. Самая добрая и лестная характеристика (остальные все – злые) временных советников, помощников, разных новоявленных администраторов – «никакой», ну или на худой конец - «ленивый». Хотя Врио громогласно заявлял о привлечении к процессу формирования структуры учёных, профессионалов и т.д. На деле оказалось – пшик… Пришли все те же…
Но речь пойдёт о том, что писал выше. Ни один из временщиков-назначенцев не прошёл процедуру конкурса на замещение вакантных должностей, что не только противоречит федеральному законодательству о госслужбе, но и создаёт естественные проблемы – случайные люди пришли во власть, от этого вряд ли стоит ожидать чего-то по-настоящему существенного, если не учитывать того факта, что они временщики и пришли во власть с временщиком Ильковским, дабы максимально обеспечить свое благосостояние.
Так что, дорогие земляки, давайте хорошо подумаем – стоит ли нам делать сходу выбор в пользу временщиков только потому, что они «свежие»? Может ещё поглядим за чудесами временных, а потом уж и примем решение? А то обещать-то всякий может, а вот выполнит ли? И думаю, продолжение истории о временщиках следует…
Алексей Баранов
Специально для "Забмедиа.Ру"