За окном идет первый снег. Народ поглядывает в сторону теплых вещей (неужели пора?) и ностальгирует о быстротечности прошедшего лета (неужели было?). И сегодняшнее холодное, почти зимнее утро напомнило о необыкновенном летнем приключении - поездке в…Африку.
О пользе неожиданностей
К новым маршрутам я обычно готовлюсь, но кто мог подумать, что предстоит побывать в Тунисе? Что быстренько вспомнилось из очень далеких уроков истории и географии? Ну что это северная Африка и что-то там о полководце Ганнибале и Карфагене, соперничавшем с Римом…
Кстати о древнем Карфагене, который, как я помнила, должен был быть разрушен. Многие туристы хотят обязательно увидеть то, что от него осталось, но разочарую. Во-первых, охватить все вряд ли удастся - территория огромна, временной пласт бесконечен. Во-вторых, предлагаемый вам Карфаген - на самом деле и не Карфаген вовсе. Ведь здесь побывали финикийцы, римляне, вандалы, арабы, норманны, турки, французы и прочие поработители. Все они разрушали и вновь ваяли. Оставленные потомкам руины терм, амфитеатры, виллы с колоннами и мраморными бюстами и выдаются теперь за развалины Карфагена.
Рим создал здесь сельское хозяйство, Багдад обратил страну в ислам и принес арабскую культуру, Стамбул придал блеск архитектуре, а Париж подарил Тунису ставший вторым после арабского французский язык и европейскую систему образования. Но что удивительно: эта маленькая страна сохранила не только мир в себе, но и прекрасные отношения с бывшими сатрапами. Мало того, тунисцы просто гордятся своими завоевателями, о чем гиды на экскурсиях обязательно вам сообщат.
Хаммамет пахнет жасмином
А еще римляне построили лечебницы возле источников, - так в этих местах родилась курортная зона. И климат Туниса тому соответствует: летом +40 градусов, но за счет небольшой влажности и морской прохлады жара переносится легко.
Первым международным курортом в Тунисе стал Хаммамет - древний порт недалеко от столицы, которая, как и само государство, тоже называется Тунисом. В двадцатых годах прошлого века искатель приключений Жорж Себастьян устроил себе на побережье виллу в мавританском стиле. Его многочисленные гости приходили в восторг, разнося по миру хвалу этим местам. Так небольшая рыбацкая деревушка стала шикарным курортом, притянувшим сюда, словно магнитом Уинстона Черчиля, Оскара Уайльда, Андре Жида, Франсуазу Саган, Софи Лорен, Луи Армстронга, Алена Делона, Пьера Ришара и прочих звезд.
Хаммамет, где мы были двенадцать дней, знаменит отелями, расположенными среди жасминовых рощ, апельсиновых садов, финиковых пальм, зарослей миндаля и гранат. Здесь такой головокружительный воздух! Он наполнен ароматами гибискуса и разноцветных бугенвиллей, которые вьются по стенам домов. Город пахнет верблюжьей кожей, ароматическими маслами, морем, кальяном и, конечно, жасмином - национальным символом страны. Это белый город. Здесь дома красят в белый цвет, лишь окна и двери голубые, а чтобы не заслонять вид на залив, не строят высотных зданий.
Главная историческая достопримечательность Хаммамета - окруженная крепостной стеной медина -прообраз старинного арабского города. Здесь можно побродить по торговым улицам с колоритными восточными базарами. Выставленные на продажу толстенные узелковые ковры соседствуют с голубой керамикой, серебряные и золотые украшения ярко блестят на солнце, а шали из тончайших нитей, которые ткут только мужчины, развеваются на ветру. В продуктовых лавках - дары моря, финики, виноград, апельсины, оливки, сладости и прочая вкуснятина.Но есть тут и места, куда немусульманам вход воспрещен, там располагаются мечети Х века, медресе - религиозные школы, и жилища местных жителей.
Здесь никто никуда не торопится. Мужчины лениво пьют крепчайший кофе. Дымок кальянов смешивается с запахом варящейся в тенистом ресторанчике баранины. И хотя алкоголь запрещен исламом, пей - не хочу пиво, легкий мускат, розовые и красные вина. Для любителей крепких напитков: буха - водка из инжира и похожий на коньяк тибар.
А еще город достаточно спокойный. На улице тут же окружают шустрые торговцы,- куда от них денешься? Но назойливо приставать никто не будет. Правда, у меня неприятным осадком остались в памяти черные жалостливые глаза худеньких тунисских детишек, продающих букетики жасмина. Глянешь по сторонам и обязательно увидишь «надсмотрщика» - взрослого дядю, строго наблюдающего за торговлей. Здесь нет особой роскоши, но нет и нищих, а это значит опасаться за жизнь или кошелек не стоит.
Тунисские женщины, оазисы и пещеры троглодитов
Тунис - страна какого-то особенного демократического ислама. И хотя правоверный мусульманин, признавая Аллаха, должен ежедневно пять раз, обращаясь лицом к Мекке, возносить молитву, здесь не только провозглашено, но именно действует равенство между мужчиной и женщиной. В мусульманском Тунисе запрещено многоженство!
Прекрасной половине нравится пользоваться своими правами, но и здесь хватает противоречий. Женщинам разрешено водить автомобили, но при этом местные гаишники не имеют права остановить машину, если за рулем дама. На улицах города можно увидеть девушек в джинсах, но все же больше тех, кто прикрывает лица шелковыми косынками, а вот встретить женщину в чадре - большая удача.
Представьте: навстречу вам идет он - невысокий толстенький и кучерявый, на коротком пальце нервно крутит ключик от авто. Внешне он очень напоминает сказочного Карабаса Барабаса, только без бороды: глазами по сторонам зырк-зырк, зубами клац-клац. Почему? А все потому, что позади, шагах в трех - она. Она выше его и не идет - плывет. Вся с головы до ног в черном, только прорезь для огромных глаз. Легкий шелк не спрячет гордую осанку и стройность фигуры. На запястьях и щиколотках «килограммы» золота - ручные и ножные браслеты служат защитой от порчи. Так почему же он так напоминает сказочного злодея? Дело в том, что вездесущие туристы норовят быстренько расчехлить объективы фотоаппаратов, а снимать мусульманок нельзя. Хотя удержаться очень трудно. Красива-а-я!
В брак здесь вступают поздно, так как жених должен отслужить в армии, иметь работу и дом. Кстати, именно поэтому в городе нередки недостроенные дома, жизнь в которых идет только на первом этаже. Это значит, что в доме ждут, когда подрастет сын, достроит свой этаж и приведет туда невесту. А за нее еще и калым обязателен. В случае развода муж до конца своих дней будет отдавать бывшей жене половину доходов. Работать вне дома супруга может, если, конечно, захочет - заставить муж не имеет права. Конечно, в курортных городах туниски заняты в сфере обслуживания, но в провинции свои законы.
Старшие женщины ходят с открытыми лицами и очень любят многослойные национальные костюмы. В них и купаются. Зайдут такие кумушки в море, расположатся на мелководье и сидят часами: не поймешь, то ли мужьям косточки перемывают, то ли собственные наряды?
Море прекрасное - чистое и очень соленое. Правда, нужно опасаться медуз, прозрачные тела которых обжигают будто плетью. А еще иногда в залив заносит нечто необъяснимое - море покрывается какими-то зелеными мохнатыми мячиками, похожими, пардон, на конские экскременты. Прибой дробит эти «мячи», и вода становится неприятно мутной и густой. Отдыхающая с нами семейная пара из Питера была очень довольна - бесплатная талассотерапия. Но отойди чуть дальше и опять увидишь чистое море и бесконечные пляжи с бело-розовым песком.
Такой же мельчайший и легкий песок и на просторах Сахары, куда можно отправиться на джипах. Здесь есть города-оазисы, где в пещерах и кратерах живут берберы - древний народ, давно покинувший захваченные врагами города, но сохранивший свой язык и традиции. Правда, «меня терзают смутные сомненья». Не буду лукавить, было ощущение, что позирующие перед фотоаппаратами (за денежки, конечно) берберы, которых еще называют троглодитами (от греческого troglodytes - живущий в норе), после «работы» спать уходят в какое-нибудь нам невидимое, но цивилизованное жилище. Не вызывала сомнений только космическая экзотика пустыни, где Джордж Лукас снимал «Звездные войны», Спилберг «Индиану Джонса», Роман Полански «Пиратов», а Тосканини «Иисуса из Назарета».
Нереальная гармония настоящего и прошлого
Мы жили в отеле, где соотечественников было мало, и это, скажу честно, радовало. Был слышна французская, английская, испанская, немецкая, польская, арабская и только потом русская речь. Но в последние два дня приехала целая группа «золотой» московской молодежи. И понеслось: водка буха тут же переименовалась в «бухалово», а финиковый тибар - в «наташу». Ночь напролет над сонным Хаммаметом несся смачный мат, и пьяные молодые россияне орали «песняки». Но не будет об этом: тема «наши и заграница», действительно, «застряла в зубах».
Тунис многолик и непредсказуем - невозможно описать его в формате газетной полосы. Здесь каждый увидит что-то свое. В этой стране как-то нереально сочетаются нетронутая природа и удобства современной цивилизации, настоящее и прошлое. И такие контрасты делают неповторимым этот кусочек жаркой Африки.
…А в Чите, похоже, уже окончательно наступила зима.