Александр Кузовков – чикойский доктор. Про него и сейчас с гордостью рассказывают друзья-знакомые. Главным причиной гордости и 30 лет назад было то, что забайкальский врач работает в известном во всем мире институте Илизарова. За годы работы в Кургане Александр Кузовков избавил от ортопедических дефектов десятки пациентов и собственную жену.
- Как Вы попали в институт Илизарова? Про Вас до сих пор легенды в Чикое рассказывают.
- В Курганский научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии (КНИЭКОТ) я попал по распределению, после того как в 1982 окончил Читинский государственный медицинский институт. В этот год направили на работу к профессору Илизарову десять молодых врачей из Читы. Мы все поехали. Правда, с годами, из десяти человек нас осталось двое. Тогда как раз в Кургане открывался новый корпус, и потребовалось большое количество врачей. Приехали молодые специалисты из Хабаровска, Омска, Новосибирска, Читы. Это было еще при жизни Илизарова. Он считал, что врачей нужно приглашать именно из глубинки. Из Сибири и Дальнего Востока.
- Чтобы закаленные были, готовые к трудностям?
- Может, закаленные, может, неиспорченные, без жизненного и медицинского опыта, но действительно готовые к трудностям. Тогда приехали на работу 60 человек. Это был самый большой набор специалистов в истории института.
- Наверное, сложно было начинать…
- Не так уж сложно. Была очень развита система наставничества. Каждый прикреплялся к наставнику, опытному врачу, владеющему методом лечения с использованием аппарата Илизарова. Считалось, что наставник должен обучить, передать свой опыт, нести ответственность за молодого специалиста. Так появился очень большой и молодой коллектив института. В самом институте было 13 клинических отделений для лечения пациентов травматологической и ортопедической патологией. Например, было создано отделение устранения деформации конечностей, отделение уравнивания длины конечностей, отделение регуляции роста. При росте взрослого человека 120 – 125 см производилось увеличение роста до 150-155 см за счет увеличения длины ног.
- А, правда, что Вы свою жену сначала вылечили, а потом на ней женились?
- Ну в общем, не совсем так… Это не легенда Древней Греции о Пигмалионе и Галатее. Но она действительно была пациенткой института, и мы познакомились в амбулаторно-реабилитационном отделении, где я и работал врачом. Она приехала лечиться из Свердловской области, мы встретились и уже 30 лет вместе.
- Но ведь пациентам сложно было попасть в клинику к Илизарову? Ехали со всех регионов?
- Очень сложно. Во-первых, необходимо было направление областного отдела здравоохранения. Во-вторых, пациент не сразу поступал на лечение, а становился в очередь. При этом пациенту предоставлялся выбор: ждать места в стационаре или лечиться амбулаторно. Очередь в стационар составляла восемь-десять лет, а в амбулаторное отделение - три-четыре года. Но необходимо было снимать квартиру или жить в гостинице. На лечение в институт приезжали со всей России, из Грузии, Украины и Узбекистана. Я работал в самом крупном амбулаторно–реабилитационном отделении, где одновременно находилось на лечении 150-180 пациентов. Было открыто нейрохирургическое отделение, и аппарат стал применяться при заболеваниях позвоночника и на костях черепа.
- Каким Вы помните самого знаменитого доктора Илизарова?
- Гавриил Абрамович запомнился мне целеустремленным человеком. С неистощимой энергией и твердым, волевым характером. Это ему позволило не только стать изобретателем аппарата и применять его, но и создать свой метод лечения, сделать мировое открытие. Ведь до Илизарова при переломе задачей травматолога было достичь сращения кости, и никто не допускал мысли, что кость возможно удлинять. И не только кость, но и нервы, и сосуды в конечности.
Своей энергией, волей, твердым характером Илизаров добился строительства в Кургане Российского научного центра «Восстановительной травматологии и ортопедии». Гавриил Абрамович не только руководил строительством, но и создал условия для специалистов: добился строительства четырех домов для врачей и сотрудников центра. Благодаря ему, кстати, мне выделили двухкомнатную квартиру.
- А чем Вы занимались в институте?
- Я 13 лет работал врачом в амбулаторно–реабилитационном отделении, затем прошел клиническую ординатуру, когда в течение двух лет врач проходит обучение в каждом клиническом отделении. По окончанию ординатуры работал научным сотрудником, занимаясь разработкой и совершенствованием аппарата, а также метода лечения пациентов с частичным или полным отсутствием стопы. Ставилась задача сделать опорной культю стопы, чтобы человек мог обходиться без протеза или ортопедического вкладыша в обувь, используя обычную обувь при ходьбе.
- А сейчас актуален аппарат Илизарова, или появились новые технологии?
- Институт продолжает работать. У нас в стране сейчас конечно не такой бум на аппарат Илизарова, как был в 80-е годы. Тогда про Илизарова много писали, много врачей интересовалось методом и приезжало учиться. Затем аппарат стали применять не только в России, но и в Европе, Америке и Японии. Иностранные врачи приезжали к нам в Курган обучаться методу. Кто на месяц, а кто и на два года. Сейчас существует международная ассоциация врачей, работающих по методу Илизарова (АСАМИ). И методу Илизарова можно обучиться в Европе, США.
- Откуда взялось желание стать врачом?
- В школьные годы меня привлекала охрана и защита леса. На базе нашего класса было организовано школьное лесничество, а сколько леса после пожаров мы восстановили! Позднее я увлекся радиотехникой и даже пошел учиться по этой специальности, но вскоре понял, что это не мое. Я всегда был альтруистом и хотел помогать людям. В Чикое мои дядя и тетя работали врачами. Это определило мой выбор на всю жизнь.
- Скучаете по Чикою?
- Очень. В Чикое я был последний раз в 2012-ом. Заезжал на недельку. Правда, даже с одноклассниками не встретился. Брат организовал досуг: выезд на природу, на рыбалку, в лес за рыжиками… Раньше сильно скучал по Чикою. Были попытки, желание вернуться. Моя супруга Чикой называет маленькой Швейцарией. Он как бы отдельно стоит, за хребтами. Все время вспоминаю лес, природу чикойскую, небо голубое. В Зауралье нет такой природы: неба, облаков, темных южных ночей. У меня остается мечта побывать в заповедных чикойских местах: на Чикоконе, в Ламском городке и озере Шебеты.
- А как Вы относитесь к реформе здравоохранения? Во что превратилась современная медицина?
- Неоднозначно. Современная медицина стала немыслимой без метода ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, других современных методов. С другой стороны врачи зачастую видят реформу здравоохранения с точки зрения улучшения условий труда и совершенствования его оплаты. Создание страховой медицины привело к тому, что врачи не лечат, а оказывают пациентам медицинские услуги. А введение одноканального финансирования лечебных учреждений привело к тому, что 40-50 врачей поликлиники должны заработать на оплату расходов данного учреждения, на текущий ремонт и заработную плату 250-300 сотрудников, начиная от администрации и заканчивая обслуживающим персоналом. Я думаю, этот дисбаланс может быть устранен только в том случае, если врачи будут напрямую сотрудничать со страховыми компаниями.
Аппарат Илизарова изобретен в 1953 году выдающимся советским хирургом-ортопедом Гавриилом Абрамовичем Илизаровым. Ему удалось совершить переворот в ортопедии и сделать удивительные открытия в области костной физиологии, без преувеличения открыв новую эру в данной области медицины. Аппарат Илизарова – это компрессионно-дистракционная конструкция, созданная для долговременной фиксации костей при переломах. Она представляет собой металлические кольца, к которым прикреплены спицы, проходящие через костную ткань под углом 90 градусов. Кольца соединяются между собой с помощью особых стержней, которыми можно регулировать удлинение либо сжатие конечности.