Законопроект о регулировании отдельных вопросов по капитальному ремонту, отклоненный депутатам Законодательного собрания на апрельской сессии, призваны дорабатывать и ведомства, и муниципалитеты, и сами народные избранники.
15 мая все, кто трудился над законопроектом, вновь собрались на расширенном заседании комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям краевого Заксобрания, чтобы обсудить все поступившие предложения и поправки. Взгляд на документ, как, впрочем, и на само явление капремонта, у всех разный, однако никто не сомневается в том, что принимать законопроект необходимо, поэтому с 22 апреля над документом работали все: фонд капитального ремонта, управляющие компании, муниципальные районы, министерство территориального развития.
100 и более
Собственно, и сам законопроект придумали, чтобы эффективно пополнять тот самый фонд капремонта, в который пока всего 30% собственников многоквартирных домов у нас в крае платят взносы. Очень уж неохотно население откликается на в общем-то советскую систему, по которой работает фонд. Ведь по существу, и согласно тексту документа, региональным оператором (фонд капительного ремонта - М.П.) «предусмотрено использование на возвратной основе средств, накопленных одними домами, на проведение капитального ремонта других домов, но только в случае если данные дома расположены на территории одного городского округа или муниципального района». Проще некуда.
Депутаты предложили внести в статью изменения, которые оговаривают также возможность использовать накопленные средства и городским поселениям, если на их территории располагается не менее ста многоквартирных домов. Если посчитать, в Забайкальском крае таких поселений немного – хватит пальцев одной руки. Краснокаменск, Первомайский, Борзя, Шерловая гора, Петровск-Забайкальский. Однако отданный на рассмотрение законопроект именно в данной статье вызвал вопросы у более мелких городских поселений, таких как Атамановка в Читинском районе, которые просят уменьшить количество домов со 100 до 30 – дескать, так и у них появится возможность самим распоряжаться средствами и делать ремонт быстрее плана, составленного региональным оператором. Депутаты такую инициативу не поддержали - председатель комитета Анатолий Романов отметил нецелесообразность этого предложения, поскольку у подобных населенных пунктов накопить за короткий период времени сумму, необходимую для ремонта, возможности немного. Кроме того, в случае внесения таких изменений, есть вероятность, что программа капремонта будет выполняться с задержкой. Так что - 100 и более.
44 ФЗ
Также среди нюансов, которые отметили муниципалы, стало несоответствие пункта 11.3 Закона в части утверждения порядка оценки и ведения реестра подрядных организаций. По мнению представителя Краснокаменска, этот пункт противоречит 44 Федеральному закону - принятие данного закона может привести к увеличению конкуренции и необоснованному увеличению числа участников торгов. Однако начальник юридической службы фонда капремонта Владимир Лобанов выразил мнение регионального оператора, назвав данное замечание района не совсем корректным, потому как в соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса, порядок привлечения региональным оператором, в том числе случаев передачи функций техническому заказчику устанавливается субъектом. 44 Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Ко всему прочему муниципалы усмотрели в законопроекте противоречие свободе договора, однако апеллируя 72 статьей Конституции, юрист фонда сказал, что никакого противоречия нет. И более того, законопроект призван урегулировать отношения регионального оператора и муниципальных образований, которые, в соответствии с жилищным кодексом, должны приложить все усилия, чтобы обеспечить своевременное проведение капитального ремонта. Он обратил внимание, что согласно ст. 1 и 2 ЖК РФ, к обязанностям МО относится обеспечение проведения своевременного капитального ремонта на территории их населённых пунктов.
Дорогие квитанции управляющих компаний
Другой, не менее животрепещущей темой в обсуждении законопроекта на расширенном заседании комитета, стала передача функций начисления и взимания платы с собственников управляющим компаниям. По мнению инициаторов, это снимает нагрузку с бюджета, более того, упорядочит и увеличит поступление платежей в фонд. У управляющих компании в этом пункте возникали вопросы, главным образом касающиеся финансовой составляющей. В документе оговорено, что фонд капремонта заключает договор с компанией на безвозмездной основе - это очень смущает компании, и они предлагают вовсе исключить это слово. Безвозмездно – значит бесплатно. Это им не подходит.
Руководитель фонда капремонта в Забайкалье Евгения Кирсанова, пояснила, что данная оговорка - ни что иное, как всего лишь право компаний и органов местного самоуправления осуществлять эти функции на безвозмездной основе. Но также если бюджет фонда капремонта и Забайкальского края позволит, понесенные затраты могут компенсировать.
-Данный законопроект инициирован желанием управляющих организаций и органов местного самоуправления в полной мере участвовать в системе капитального ремонта, а не в виду желания правительства, Заксобрания или регионального оператора переложить обязанность на чужие плечи. Мы за прошедший год неоднократно получали предложения от органов местного самоуправления и ряда управляющих организаций, которые хотели участвовать в выборе подрядных организаций, выполнении абсолютно всех функций технического заказчика, в сборе средств, в работе с дебиторской задолженностью. Именно понимая, что своевременный капитальный ремонт прямопропорционально отражается на качестве имущества и содержании по текущему ремонту. Поэтому данный законопроект удовлетворяет все «хотелки» управляющих организаций. Их никто не нагружает, у них есть право заключить с нами такой договор. Если бюджет фонда и бюджет края будет позволять компенсировать ряд затрат по взысканию дебиторской задолженность, по формированию и доставке платежных документов, мы также можем им компенсировать, - сказала Кирсанова.
Как отметили присутствующие, это, безусловно, будет большим плюсом в части упорядочения оплаты взносов и увеличение финансового потока. А то, что управляющие компании будут нести затраты – им придется добавлять в квитанции дополнительную строку, расчетчикам – считать суммы, чистейшей воды полемика – они по факту эти затраты уже несут, когда формируют свои квитанции и по сути им придется добавить только одну графу. К тому же региональный оператор сам может выгружать данные относительно платежей и передавать их компаниям.
По словам директора, фонд делает все возможное, чтобы сократить расходы, в том числе и двустороннюю печать квитанций, по которым можно заплатить не только за текущий месяц, но и за последующие.
А что, собственно, собственники?
Депутат Сергей Сутурин попытался высказаться относительно того, что большая обязанность возлагается и на собственников жилых посещений многоквартирных домов. Только вот какая именно, не смог конкретизировать, и действительно, ничего кроме своевременной уплаты взносов назвать не сумел. Остальные участники посчитали это не совсем большой нагрузкой на собственника. А председатель комитета Романов и вовсе попросил коммуниста «выражаться более или менее конкретно».
Долгое и аргументированное слово взяла Евгения Кирсанова, которая рассказала о том, что работы у фонда очень много – от осмотра всех домов в крае, которые подлежат ремонту, до выяснения истинных причин неуплаты взносов. И там и там требуются люди, силы, коих не всегда достаточно – штат фонда небольшой, работают не покладая рук. Оно и понятно – в плане только 2015 года - капитальный ремонт 120 домов, лишь 59 из которых находится в Чите, остальные - в районах края. Осмотры нужно проводить, выезжать на места, рабочий день у сотрудников не нормирован, но они делают все возможное.
Проблема того, что население отказывается платить, по мнению Кирсановой, кроется в том, что собственники не до конца понимают свои обязанности, которые они приобрели вместе с собственностью.
- Мы сформировали класс собственников, но класс этот кроме прав и благ ничего не понимают. Собственники жилых помещений, приобретая квартиру, не понимают, что вместе с ней приобретают широкий круг обязанностей. И если бы они понимали, что нужно вовремя за все платить, то не возникали бы ситуации с ограничением тех же коммунальных услуг, - сказала Кирсанова.
Она поделилась результатами обзвона граждан-неплательщиков, которые указывали причины неуплаты услуг по капитальному ремонту. Среди них оказалось элементарное незнание, что вообще нужно платить, либо неполучение квитанций об оплате, либо негласный протест граждан вообще к явлению фонда капремонта, либо сама полученная квитанция вызывает сомнения в своей подлинности у плательщика.
Все желающие выступить выступили, спросили, получили ответы. Резюмировав заседание, депутат Романов отметил, что на июньской сессии законопроект с учетом внесенных поправок будет рассматриваться снова, и, если депутатов он устроит – его примут в первом чтении.
P.S
Примут или не примут – мы узнаем в ближайшее время, к тому же, повторюсь, основной новеллой законопроекта станет именно снижение нагрузки на бюджет и скорейшее пополнение фонда капремонта. Как отметила Кирсанова, уровень доверия населения низок. Добавлю от себя, что он соответствует тем 30 % населения, которые платят. И если семя попадет в благодатную почву, то лифты не встанут и крыши не потекут.
В конечном итоге от собственников по-прежнему потребуется только одно – исправно платить взносы. Ну и ждать ремонта.