Вся история с этим фильмом, включая производственный ад и все, что следовало за ним, довольно поучительна. Она демонстрирует наглядно тот факт, что Голливуд в плане экранизации комиксов работает строго по готовым лекалам. В основе которого – всегда то, что совершенно случайно делает один талантливый режиссер. Так было с Ноланом, который создал «серьезный комикс», так было с Миллером и «Городом грехов». «Это всем нравится, давайте дадим зрителю еще сорок раз по столько!» - восклицают продюсеры и начинают плодить сущности. Как правило, ни к чему хорошему это не приводит: во-первых, далеко не все могут точно так же, но с перламутровыми пуговицами, а во-вторых, зрителю эти самые пуговицы быстро приедаются. Как раз к этому времени на горизонте появляется еще какой-нибудь режиссер со своим представлением того, что можно выжать из комикса, все бросают старую выпотрошенную игрушку и кидаются к новой. Те же, кто пытается играть на старой площадке – неминуемо проваливаются. Так было с «Зеленым фонарем», который пытался играть в детский сад, когда в тренде было расхаживать со смертельно серьезным лицом, и так было с железобетонным «Человеком из стали», когда в моду входила фирменная ухмылка Джосса Уэдона. Что, конечно, не исключает других, мягко говоря, недостатков этих фильмов.
Джош Транк со своим подходом к комиксу опоздал лет этак на восемь. Где-нибудь в 2007 году идея нарезать из «Фантастической четверки» снежинок и спалить их с шумом и грохотом в огне фильма ужасов с научной подоплекой была бы встречена бурными аплодисментами. Предложение подвинуть в сторонку экшен в угоду драме… тут было бы сложнее, но и это, скорее всего, прокатило бы за милую душу – в конце концов, «Невероятный Халк» был битком забит рефлексией, и никто даже не подавился. Но увы – Транк в 2007 году только начинал свою карьеру, которой, судя по всему, теперь пришел конец. И все потому, что вышеописанное он пытался сделать в 2015 году, когда идеальным концептом для съемок комиксов уже почти признан «Человек-муравей».
Все, в чем упрекают картину зарубежные критики – святая правда. Это смертельно скучное, очень мрачное и бестолковое кино. Его герои лишены обаяния и каких-то внятных отношений между собой. Здесь почти нет экшена, а который есть – снят дешево, плохо и неинтересно. Все это в совокупности не делало бы просмотр такой пыткой, если бы не было так очевидно, что это могло бы быть совсем другое кино. Остатки первоначального концепта проглядывают сквозь лохмотья того, что в итоге доползло до кинотеатров, чтобы огласить окрестности нечленораздельными воплями и тут же умереть. Совершенно очевидно, что доктор Дум в исполнении Тоби Кеббелла мог бы бить в сердце на контрасте того, чем он был и чем стал – если бы это «чем он был» было нормально прорисовано в фильме. Понятно, что отношения четверых фактически детей, пострадавших от собственной безответственности и одаренности, вполне потянули бы на эпицентр происходящего, будь они по-настоящему хорошо развернуты. В конце концов, на главные роли были приглашены далеко не самые бесталанные актеры. В особенности это касается Майлза Теллера и Джейми Белла, которые вообще-то говоря могут справиться с чем угодно.
Втройне обидно, что работал с ними именно Джош Транк – человек, снявший успешные и действительно очень хорошие «Хроники», которые были ориентированы на молодежную аудиторию, которые умели по-настоящему рассказывать о том, какие проблемы свалятся на твою голову плюсом к уже имеющимся, если ты вдруг обретешь какие-то супер-способности. Мы никогда не узнаем, кто был прав в его публичном споре с компанией – но результат этого спора налицо: труп того, что могло бы быть действительно хорошим фильмом. Не случилось. Жаль.
Степан Комаровский