Когда туристы отдыхают, экономика успешно работает. Но не у нас.
На прошлой неделе Владимир Путин провёл в Крыму заседание президиума Госсовета, посвящённое развитию туризма в РФ. Понятно, в условиях санкций и сложнейшего положения с бюджетом страны дальше оставлять без внимания такой источник дохода просто глупо.
Природа дарит, а мы не берём
Ничего не забыл президент страны в своей речи на заседании - и слабую инфраструктуру в отрасли, плохой туристский сервис, бюрократизм и волокиту чиновников, хамство при обслуживании туристов. Предложил подумать о дополнительных стимулах для малого бизнеса, работающего в отрасли, сделать доступными по ценам перевозки туристов всеми видами транспорта, разработать долгосрочные проекты и программы в сфере туризма, практиковать безвизовый обмен туристами. В общем, сказал он, задача дня – создать безбарьерную среду для туристов.
Вот если все предложения и требования, сформированные на этом заседании наложить на наш Забайкальский край, то увидим, что кроме множества решений, схем, программ и законов (их можно было бы перечислить для наглядности, но это займёт много места), принятых властью – почти ничего не делается.
Хотя, казалось бы, уж нашему-то краю, замордованному вечным бюджетным дефицитом и погрязшему в бюджетных долгах, сам Бог велел использовать этот источник дохода по полной программе. Тем более, что природа уже создала все привлекательные условия для самых взыскательных любителей туристских маршрутов. Забайкалье обладает значительным потенциалом туристского предложения, базирующемся на уникальных природных ресурсах, богато ландшафтом и биологическим разнообразием территории, есть всё для познавательного и научного туризма, орнитологического туризма, геологической и палеонтологической истории края, сохранившихся памятников археологии, культуры. На территории края имеются два государственных природных биосферных заповедника федерального значения, два государственных заказника федерального значения, 53 памятника природы, 15 природных заказников, 105 научных объектов геологического наследия, более 200 целебных источников минеральных вод и грязей, 846 памятников истории, 1923 памятника архитектуры, 2779 памятников археологии.
Кроме того, наш край является основными «туристскими воротами» для граждан КНР – страны с возрастающим уровнем жизни населения и, соответственно, с увеличивающимся количеством потенциальных туристов. Географическое положение Забайкальского края определяет его в качестве транзитного коридора на пути следования иностранных путешественников к побережью озера Байкал и европейскую часть России.
Нельзя при этом забывать, что до 70% доходов от въездного туризма остаётся в стране пребывания за счёт прямого и мунтипликативного эффекта от этого вида деятельности. Турист, посещающий наш регион, кратковременно пользуется предлагаемыми ресурсами, а инфраструктура, которая включает дороги, транспорт, гостиницы, музеи, рестораны и прочее, продолжает использоваться местным населением.
Китайский пылесос забайкальских отпускных
Примерно 90% иностранных туристов в крае – китайцы. По обе стороны российско-китайской границы в Забайкальском крае примерно одна природа, одинаковое солнце, похожий климат. Но туристический поток в основном идёт в одном направлении – в китайскую сторону. Правда, недавно на региональном заседании Совета по взаимодействию в туристической отрасли министр внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края Баир Галсанов, судя по всему, был очень доволен состоянием дел в этой отрасли. Он удовлетворённо подчеркнул, что «поток иностранных туристов в регион за последний год вырос более чем в 2 раза, и мы ожидаем его дальнейшего увеличения».
Может быть, министра это и удовлетворяет, но не хотелось бы путать банальный шопинг, складывающийся в результате меняющегося курса валют, с настоящим туризмом, который и является настоящим источников дохода региона и двигателем всей экономики. По данным пограничной службы в год в Китай выезжает 400-410 тысяч забайкальских туристов. А в Забайкальском крае по туристическим путёвкам в то же время гостит 7 тысяч китайских граждан (в последний год это количество действительно удвоилось за счёт выгодного шопинга китайских граждан). То есть на каждого приехавшего к нам китайца приходится около 50-60 россиян, съездивших в Китай на лечение, отдых или с шоп-турами. Почему? Въездной туризм предполагает большие усилия по развитию инфраструктуры – гостиничного, ресторанного бизнеса, транспортных услуг и т.д. Но всё это у нас в зачаточном состоянии. Десятилетиями в крае отмечается значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристкой индустрии, созданной ещё в советское время, постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов, дефицит квалифицированных профессиональных кадров, избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов.
Если говорить о финансовой эффективности, то по самым скромным оценкам каждый наш турист оставляет в Китае (Маньчжурии, Байдайхэ, Даляне и др. городах) 30 тыс. рублей за одну поездку. Получается, что из нашего региона ежегодно вывозится 12 -13 млрд. рублей. А ввезено, если исходить из той же оценки, примерно 210 млн. рублей. Почувствуйте разницу.
Но на самом деле картина ещё хуже. В последние годы объём реализации туристских услуг в Забайкальском крае официально составляет 450 - 500 млн рублей. А реальный оборот, если учесть среднюю стоимость путёвки (15-20 тыс. руб.), просто не может быть меньше 8 млрд. рублей. Больше может, а меньше – нет. Учитывая цены на билеты, проживание в гостинице и т.д. А это говорит о том, что незаконный, наличный оборот денежных средств составляет более 7 млрд. рублей. Это объём чёрного нала, который никем не учитывается и с которого налоги не платятся.
Денежный поток течёт мимо бюджета
Да и количество операторов на туристическом рынке мало кто знает. По данным осведомлённых ведомств, право осуществлять деятельность в рамках реализации соглашений между РФ и КНР имеет 10 туристических компаний. Кроме того, в федеральный реестр туроператоров внесены ещё 30 туристических организаций, зарегистрированных на территории края. Также туристическую деятельность могут осуществлять любые зарегистрированные юридические лица и предприниматели без образования юридического лица. Полный же перечень организаций и предпринимателей в этой сфере вообще отсутствует. А на официальном сайте Ростуризма зарегистрировано около 30 туристических фирм Забайкальского края, имеющих право осуществлять деятельность в рамках Внешправосоглашения. То есть у нашего министерства одни данные, там – другие.
Ну, а там, где нет учёта – нет и контроля. На этом рынке торговля идёт как на восточном базаре. Туроператоры, работающие в рамках Внешправосоглашения, занимаются прямой продажей туристических списков турфирмам, работающим с ними по агентским соглашениям. Те, в свою очередь, перепродают данные списки своим агентам, в результате чего выстраивается длинная цепочка от непосредственного предоставителя услуги – и тем дороже становится сам туризм. Некоторые компании принимают денежные средства в размере проезда по территории РФ и своей прибыли. Остальные суммы туристы выплачивают на территории КНР руководителям групп без подтверждающих документов. Где уж тут до налоговых выплат!
Бывает и такое. При осуществлении въездного туризма компании, по сведениям турфирм КНР, присылают пригласительные документы на туристов из расчёта от 1000 до 1500 рублей за человека. Туристические фирмы в КНР реализуют полученные таким образом визы по цене 6000 рублей. Большая часть сумм, полученных от данной деятельности, передаются наличными и нигде не фиксируются. Суммы, между тем, многомиллионные – в чьих карманах они оседают (естественно, без всякого налогообложения) неизвестно даже «государеву оку» в лице краевого министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма. А может быть и известно – кто знает?
Причём, под видом въездного туризма в Забайкалье сплошь и рядом процветает незаконная миграция, прибывают китайские рабочие, которые желают трудиться на наших стройках, в сельском хозяйстве, на ниве торговли и т.д. При всё этом, похоже, власть сегодня беспомощна, чтобы сполна использовать такой серьёзный источник дохода как туризм, ей проще взять деньги в долг в коммерческих банках или вечно просить помощь у федерального центра. Вот доказательство. В регионе была принята целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)». Каков итог? На реализацию мероприятий этой программы был выделен всего 1 млн. рублей или… 3,4% от запланированного. О какой государственной поддержке в сфере туризма можно говорить?
Владимир Тихомиров