Соответствующими ведомственными нормативными актами ОАО «РЖД» устанавливаются нормативные сроки службы локомотивов, по истечению которых необходимо в установленном порядке по каждому из них решать вопрос о возможности продления срока эксплуатации, для чего, в частности, создать комиссию, в том числе с привлечением специалистов научных учреждений, провести комплексное обследование и получить соответствующее заключение.
Однако железной дорогой никаких мер по осуществлению этой работы и продлению срока эксплуатации локомотивов в течение длительного времени не принималось. Осуществлялось лишь их техническое обслуживание и необходимый ремонт. При этом у некоторых локомотивов нормативный срок службы истек еще в 1997 году.
В связи с этим, Читинским транспортным прокурором в Центральный районный суд Читы было направлено исковое заявлении о запрете эксплуатации указанного тягового подвижного состава до решения вопроса о продлении срока его эксплуатации.
При этом транспортная прокуратура исходила из того, что при эксплуатации тягового подвижного состава, срок службы которого истек, высока вероятность выхода из строя основных узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения (тормозной системы, средств защиты тяговых электродвигателей, электрооборудования, системы поездной автоматики и т.п.), что, без соответствующего комиссионного их обследования с привлечением специалистов и получения заключения о возможности дальнейшей эксплуатации, создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Суд полностью согласился с доводами транспортной прокуратуры и принял решение о запрете эксплуатации указанных тепловозов и электровозов Эксплуатационного локомотивного депо Чита Забайкальской железной дороги до устранения нарушений – продления сроков их эксплуатации.