В столице Тибета начались массовые аресты

10:59, 18 марта 2008

«Оплачиваем проезд!». Услышав эту фразу, одни пассажиры читинских троллейбусов привычно тянутся за деньгами, другие выскакивают на ближайшей остановке, не расплатившись. При этом лишь единицы горожан знают: от суммы, которая в конце рабочего дня окажется в сумках кондукторов, сегодня зависит больше, чем зарплата сотрудников Троллейбусного управления. По словам самих работников транспортного предприятия, оно находится в предбанкротном состоянии и может попросту «не дожить» до своего 45-летнего юбилея, то есть до декабря текущего года.

Губительные «традиции»

Составленное несколько десятилетий назад расписание рейсов, на 70% требующий замены технический парк, постоянная нехватка кондукторов и водителей, сильно отстающая от роста цен заработная плата сотрудников управления… Проблемы, которые создают напряженную обстановку внутри коллектива и вызывают справедливые претензии со стороны пассажиров, работники предприятия обсуждали на общем собрании без присутствия руководства. Как отметили в профсоюзе, это первая подобная акция за всю историю управления.

Начали с себя. То есть с недочетов в организации деятельности управления, которая уже много лет «идет по накатанной». В первую очередь это касается давно утратившего актуальность графика выпуска троллейбусов на маршруты.

- Город развивается, меняется пассажиропоток, время в Забайкалье перевели на час раньше, а мы как ездили 20 лет назад, так и ездим. Недавно лично выслушивал возмущения врачей онкологического центра, которые добираются на работу маршрутом №2. У них пересменка начинается в 7:00, а троллейбус прибывает на остановку к детской областной больнице в 7:10. Люди опаздывают и получают нарекания от начальства. Сам в качестве пассажира наблюдал: троллейбусы №6 и №3 отправляются из ДЕПО в 6:00 и идут по одному времени. Стоишь на «Сувенирах», одномоментно появляются «шестерка» с «тройкой» и понеслись: кто кого обгонит, чтобы народ с остановки забрать. Потом минут 10 ни того, ни другого маршрута. И снова вдвоем – раз! – умчались, - поделился водитель Василий Кушнир.

В столице Тибета начались массовые аресты

Его поддержала коллега Анастасия Телегина. Она отметила, что в последнее время сильно изменилась дорожная инфраструктура и многократно возросла интенсивность автомобильного движения в городе. Телегина уверена, что троллейбусный парк необходимо оснастить системой ГЛОНАСС. Тогда диспетчеры смогут видеть, какие маршруты надо усилить, а какие разгрузить.

Еще один вопрос – нехватка персонала. Без кондуктора троллейбус в рейс отправиться не может, следовательно, вынужденный «простаивать» в парке водитель лишается части зарплаты, которая начисляется по количеству «наезженного» времени. Еще серьезнее - экономические последствия для предприятия. Ведь, по словам Василия Кушнира, в день на маршруты может не выйти до 10 троллейбусов.

Присутствовавшие сетовали на то, что вынуждены закрывать собой кадровые бреши, работая с одним выходным в неделю за зарплату около 20,7 тыс. рублей у водителей с солидным стажем и около 14 тыс рублей – у кондукторов, указывали на то, что такое финансовое вознаграждение не соответствует испытываемой ими эмоциональной и физической нагрузке.

В столице Тибета начались массовые аресты

Тарифы и «подводные рифы»

Однако в отношении, казалось бы, самого простого способа увеличения зарплат – повышения тарифов на проезд сотрудники предприятия высказались негативно. Они прекрасно понимают, что этот «спасательный круг» может в любой момент потянуть на дно.

- Кроме волны недовольства среди читинцев, многие из которых также сейчас находятся в сложном финансовом положении, увеличение стоимости проезда повлечет за собой дальнейшее падение пассажиропотока. Последний и так, «благодаря» конкуренции со стороны маршрутных такси и других факторов, в 2014 году уменьшился почти на 30% или практически на 7 млн человек, а только за август текущего года из-за сокращения количества пассажиров предприятие потеряло более 2 млн рублей выручки, - прокомментировала вопрос председатель Забайкальского краевого профсоюза жизнеобеспечения Марина Леонтьева.

Между тем, по данным выступавших, фактическая себестоимость транспортировки одного пассажира равняется вовсе не 16 рублям, а 29,61 рубля. То есть при существующем тарифе необходимая экономически обоснованная субсидия со стороны городского бюджета за каждого перевезенного человека должна оставлять 13 рублей 61 копейку.

В столице Тибета начались массовые аресты

- Дебиторская задолженность власти перед нашим предприятием за перевозку льготников за три года достигла 35 млн рублей. В то же время управление является одним из крупнейших налогоплательщиков в Чите: страховые взносы в Пенсионный фонд России и в фонд ОМС в среднем в год составляют 60 млн рублей, плата НДФЛ – 26 млн рублей, НДС – порядка 4 млн рублей и это не считая транспортного, земельного и других налогов, - утверждает председатель первичной профсоюзной организации Троллейбусного управления Наталья Федорова.

При этом помимо содержания штата у предприятия огромное количество текущих расходов. Как было озвучено, только ежемесячные затраты на постоянно дорожающую электроэнергию составляют 5 млн. рублей. Конечно, на ремонт подвижного состава, 58 из 93 единиц которого служат сверх нормативного срока уже 10 лет, средств почти не остается.

- На приобретение запчастей для ремонта троллейбусов денег нет. Надо, наверное, ставить памятник нашим слесарям… Не знаю чем они машины ремонтируют, - высказался по данному поводу водитель Василий Кушнир.

Все озвученные проблемы были внесены в резолюцию собрания и представлены руководству Троллейбусного управления. По словам Марины Леонтьевой, для решения вопросов организации деятельности внутри предприятия создали рабочую группу, которая рассмотрит возможность изменения графика выхода на маршруты и другие внутрикорпоративные проблемы, а вот финансовые аспекты требуют вмешательства городской и краевой администраций.

- В любой момент в управлении может наступить следующая ситуация - просто не хватит денег для обеспечения работы общественного транспорта. Гордума заявила: несмотря на сложности с бюджетом, в текущем году один новый троллейбус для троллейбусного парка все-таки приобретут. Но не получится ли так, что управлять им просто будет некому, потому что некоторые сотрудники предприятия, устав от условий труда, собираются искать другую работу? - предупреждает Леонтьева.

В столице Тибета начались массовые аресты

Готовить 18 рублей за проезд?

За помощью к власти работники управления обратились на краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В частности Наталья Федорова озвучила предложения профсоюза о погашении задолженности за оплату проезда льготников, а также попросила городскую администрацию выделить из бюджета дополнительные субсидии на содержание троллейбусного парка. Однако в региональном правительстве приняли информацию к сведению и рекомендовали решать вопрос на уровне муниципалитета.

Руководитель администрации Читы Владимир Забелин в комментарии «Забмедиа» признал, что «ситуация в Троллейбусном управлении не лучшая», но «никакого коллапса» в его деятельности не предвидится. Мол, сообщения о том, что у предприятия не хватает средств на текущие расходы, поступают ежегодно, но оно продолжает стабильно работать.

Что касается возложенной на муниципалитет обязанности по возмещению затрат, которые несет Троллейбусное управление, транспортируя «льготников», Забелин указал: инициированы иски в отношении правительства края. В результате в региональном Минфине находится исполнительный лист на сумму около 12 млн рублей и еще порядка 9 млн рублей предназначенных на содержание транспортного предприятия уже выделено.

В столице Тибета начались массовые аресты

А вот просьбу о дополнительном субсидировании управления руководитель горадминистрации отверг, ссылаясь на имеющийся дефицит бюджета текущего года и прогнозируемую нехватку средств в 2016-ом.

- Единственное, чем можем помочь – уже дано распоряжение Управлению регулирования цен и тарифов обосновать повышение тарифа на проезд в троллейбусах. Сумма составит 2 рубля – то есть, стоимость проезда планируется увеличить с 16 до 18 рублей. Тариф мы поднимем, скорее всего, в январе 2016 года после новогодних праздников. Это дополнительные средства, которые пойдут на содержание предприятия. Другого выхода нет, - пояснил Владимир Забелин.

Также он упомянул, что руководство Читы постарается в 2016 году изменить график движения троллейбусов по городу, чтобы максимально исключить дублирование их маршрутными такси.

В целом, руководитель горадминистрации заверил: у предприятия есть реальные перспективы не просто на выживание, а на дальнейшее развитие. В их числе – продление линии в сторону поселка Каштак и запуск троллейбуса на КСК. Последний, по утверждению Забелина, должен произойти в ближайшие 2-3 года.

В столице Тибета начались массовые аресты

Что ж, имеет ли под собой реальные основания вопрос, которым задаются сотрудники Троллейбусного управления: «Дотянет предприятие до 45-той остановки на своем почти полувековом пути?», покажет время, действия дирекции управления и отношение власти. Что говорят по этому поводу водители и кондукторы? Многие солидарны с Василием Кушниром: «Я люблю свою работу. За рулем троллейбуса намерен трудиться до тех пор, пока позволит здоровье. Но хотелось бы, чтобы были достойные условия труда. Без соответствующего отношения даже машина дает сбой, а мы – люди, не винтики».

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"