Российское кино достигло определенных успехов в своем развитии: его уже нельзя ругать повально. И дело даже не в том, что появились крепкие качественные картины (а они появились!), а в том, что стали возникать не менее качественные середнячки. То есть если раньше, условно говоря, на одном полюсе был «Турецкий гамбит», на другом куча киношлака, а между ними египетская тьма, то теперь и «Метро» с «Духлесс» не одиноки, и во тьме то тут, то там зажигаются приветливые желтые огоньки.
«Без границ» - как раз такой вот ламповый середнячок. Звёзд с неба он не хватает: снятый в жанре киноальманаха, этот фильм здорово напоминает «Ёлки», только всех людей в нем объединяет не Новый год с его чудесами, а путешествие с его чудесами же. Одни уезжают, другие не могут уехать, третьи ехать передумывают – а по ходу дела обретают настоящую любовь, смысл жизни и что там еще положено обретать в таких картинах. Все это, безусловно, было бы прекрасно, если бы новеллы были чуть более продуманы. Особенно это касается истории двух стариков в Грузии в исполнении Чуриковой и Басилашвили: самые именитые в списке актеров, они выглядят и самыми бесцветными, неубедительными даже по сравнению со спором двух московских менеджеров. По замыслу, эта часть явно должна была быть самой трогательной - но не сложилось.
Зато сложилось в той части, где армянин выпасает в Гюмри новообретенного сына, а таможенник безжалостно троллит футболиста. В первом случае во всем виноват неповторимый колорит, который замечательно удается и режиссеру новеллы Карену Оганесяну, и актеру Гранту Тохатяну – его герой получается броским, ярким, по-настоящему живым. Во втором ушастый и невозмутимый Александр Паль в очередной раз доказывает, что он один из лучших молодых актеров на сегодняшний день. Ей-богу, на фоне этих двоих все остальные выглядят бледными статистами, которые и мяса не едят, и на солнце у них аллергия. Так что в конечном итоге за то, что фильм, при всех его недостатках, производит хорошее впечатление, надо больше всего благодарить Тохатяна и Паля. И еще интернациональность, которая отлично вышла у трех режиссеров. И Алматы, и Тбилиси, и Ереван, и украинская мова, и инвалиды, которые в глазах безжалостно здоровых людей те же иностранцы, – и все в рамках наивных, белыми нитками шитых, но добрых историй с хорошим концом. А чего, собственно, и нужно грустному современному человеку, как не пара-тройка сказок с моралью «бабло – это не всё».
Степан Комаровский
Расписание сеансов смотрите в «Афише»