В Чите началась подготовка к новому учебному году

17:18, 7 апреля 2008

С каждым годом процедура принятия краевого бюджета становится всё более формальной.

Похоже, чем острее проблемы бюджета, тем меньше заинтересованность первых лиц края и депутатов Заксобрания в публичных слушаниях по этому главному финансовому инструменту управления.

Как власть теряет доверие

Вот и на сей раз публичные слушания по проекту бюджета края на 2017 и последующие два года, состоявшиеся на прошлой неделе, сотрясали стены просторного зала заседаний краевой администрации, но прошли без первых лиц. Губернатор Наталья Жданова вместе с председателем Заксобрания Игорем Лихановым срочно улетели в Москву. Компанию им составила министр финансов Марина Кириллова, под чьим руководством формировался бюджет. Первый зам. председателя ЗС Сергей Михайлов в этот день исчез по каким-то более важным делам, но не далее Читы. Из 50 краевых депутатов на слушаниях присутствовали шестеро – остальные тоже разлетелись по своим неотложным делам.

Формальная причина отсутствия первых лиц края – выступление в Москве Владимира Путина с посланием Федеральному собранию. Что скажешь, причина веская. Но ведь можно было назначить слушания на другой день и поучаствовать в этом важнейшем мероприятии. Сделано это не было и, думаю, умышленно. Кому хочется выслушивать претензии и острые вопросы по бюджету, тем более, что особо говорить не о чем: сам документ свидетельствует об острейшем финансовом кризисе в Забайкальском крае, винить в котором, кроме самого руководства края (пусть уже ушедшего с авансцены) не кого.

Кроме того, назначать публичные слушания документа в его крайне неопределённом виде – всё равно, что обсуждать качество пирога, который ещё не испечён. Ко дню слушаний до конца не была определена окончательная сумма безвозмездных поступлений из федерального бюджета – на выравнивание бюджетной обеспеченности и на иные цели. Тем не менее, доходы в проекте заложены в сумме 39,7 млрд. рублей, из них безвозмездные поступления - чуть больше 12 млрд. На 2016 год, напомним, бюджет первоначально был свёрстан по доходам немногим больше 37 млрд. рублей, а безвозмездные поступления – 12,8 млрд. Учитывая реальную инфляцию, бюджет на 2017 год не лучше текущего, а проблем накопилось значительно больше. Взять хотя бы госдолг, который вырос за год с 25 до 26,6 млрд. рублей и только на его обслуживание в следующем году пойдёт 1,7 млрд. рублей. А ведь надо погашать и сам долг. Хотя уже сегодня, в связи с большими трудностями выплаты зарплаты за ноябрь и декабрь работникам бюджетной сферы, власти края думают, где бы взять дополнительные кредиты. Так что задача уменьшения госдолга, которая поставлена проектом бюджета – не просматривается.

Судя по всему, это заставляет региональное руководство идти во все тяжкие и подрывать собственную репутацию, идя на резкое сокращение социальных обязательств даже перед самыми ущемлёнными категориями граждан – ветеранами, урезать школьные завтраки и проч. - а также самым беспардонным образом отказывать своим партнёрам по государственно-частному партнёрству в выплатах за уже произведённую работу. Это касается, прежде всего, строительных компаний.

Характерно в этом отношении выступление на слушаниях руководителя ООО «Промышленно-гражданское строительство» Веры Шавровой. Она говорила о том, что партнёром её организации в 2011 году выступило само правительство Забайкальского края во главе с губернатором. ООО «ПГС» взяло кредит в банке в размере 60 млн. рублей под залог своего имущества и приступило к делу. Построило, что требовалось по договору. А партнёр. деньги не отдаёт. Сколько писем Вера Алексеевна написала, сколько порогов обила у краевого начальства, сколько слов проникновенных при этом произнесла! А денег так и не обещают. В краевом правительстве сказали – не заложены они в бюджет ни 2017 года, ни двух последующих лет. В результате строительная компания оказалась на грани банкротства. «Что делать мне?!», - то и дело вопрошала в зал Вера Алексеевна. Президиум и зал не знал, что ответить. Да и кому отвечать? Присутствующие на слушаниях третьи лица никакой реальной властью не обладают, потому стыдливо промолчали.

И таких строительных организаций, которых сначала вовлекли в государственно-частное партнёрство, наобещали многого, а потом просто кинули – несколько. По разным данным им должны примерно два миллиарда рублей. Кто же теперь поверит региональной власти и станет иметь с ней дело?

Или вот ещё пример. Месяц назад Заксобранием края был принят закон о поддержке социально-значимых СМИ в крае (детских, спортивной и ветеранских газет, литературного журнала, некоторых районных) – это обычная практика регионов. И сумма по этому закону совсем невелика для бюджета – 5,7 млн. рублей. Но не успели высохнуть чернила под законом, а его Минфин края уже предложил заморозить. Дальновидная практика!

Развенчание мифов

Разработчики бюджета утверждают, что проект социально-ориентирован. В нём большой вес занимают расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальную политику. Например, на 2017 год на эти цели планируется потратить 72,5% бюджета. Но даже при всём том большинство выступающих говорило об обратном. В частности, председатель профсоюзов Забайкальского края Зоя Прохорова сразу заявила, что бюджет «мало социально направлен». По её мнению, фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы рассчитан не на 11 месяцев, как утверждается разработчиками документа, а на 8-9 месяцев. Майские указы президента не выполняются, цены растут, а зарплата не увеличивается, снижение уровня жизни работников образования, здравоохранения и проч. – налицо.

Мрачную картину, как всегда, нарисовала в своём выступлении председатель краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Нина Окунева. Учителям задерживают зарплату или выплачивают не полностью, в ряде школ арестованы счета, в классах холодно – нечем отапливать помещения. Учителя унижены и подавлены, многие увольняются. Об этом же говорили многие другие выступающие.

В этом аспекте не понятно, за счёт чего разработчики бюджета хотят увеличить поступления в бюджет. В частности, они утверждают, что в структуре собственных доходов наибольший удельный вес занимают поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 43,3%. Но встаёт вопрос: если зарплата у большинства работников снижается, если немалая часть трудоспособного населения просто уезжает из края, откуда же взяться подоходному налогу?

Но, как и в прошлом году, повторилась убаюкивающая картина социально-экономического благополучия региона на 2017 и двух последующих годов. Министр экономического развития Сергей Новиченко был оптимистичен. По его прогнозам, в 2017 году объём валового продукта составит 101,3% к уровню 2016 года, ВРП будет прирастать за счёт добычи полезных ископаемых, строительства (хотя все знают, в каком плачевном состоянии находится отрасль), других отраслей. Министр спрогнозировал уже с 2017 года положительный рост промышленного производства в крае от 1,3% до 5,5% в год. Предсказал и рост доходов населения, и снижение цен. Свежо предание…

Трудно реально воспринять, но министр также спрогнозировал и положительную динамику доходов от предпринимательской деятельности. Но за счёт чего? Известно, как больно ударили по предпринимателям кратное повышение налогов на имущество по кадастровой системе и резкое повышение тарифов на теплоэнергию. Всем известен и массовый отток из края представителей малого и среднего бизнеса.

Обо всём этом говорили участники публичных слушаний, и жаль, что их не услышали первые лица края, которые в это время внимали в Москве речь президента страны, а также снова просили деньги на столичных этажах власти.

Член фракции коммунистов ЗС Николай Мерзликин, раскритиковав проект о бюджете, который, по его словам, не решает ни одной насущной задачи края, прямо заявил, что фракция голосовать за него не будет. Остальные члены фракций скромно промолчали.

Кстати, проектом закона о бюджете края с 1 января 2017 года предусмотрена индексация на 5,8% только… стоимости услуг по погребению. Очень символическое для нас всех решение.

Владимир Тихомиров

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности