Благоустроенный фонд забайкальской столицы – объект постоянной борьбы управляющих компаний (УК). Но ведется она не всегда честными методами. Пока одни организации вкладывают накопленный опыт и все доступные им средства в улучшение условий жизни горожан, другие дожидаются окончания ремонтов, затем с помощью незамысловатой схемы присваивают уже готовые дома. О том, что это за фирмы и какие уловки применяют, «Забмедиа» рассказали в УК с восьмилетним стажем работы на жилищном рынке - ООО «Лидер».
Заплатят одному, поплатятся все
- В ЖКХ Читы достаточно фирм-однодневок. Однако область управления жилыми домами – непростая и чтобы зайти на этот рынок, им приходится прибегать к хитрости. Дело в том, что в городе крайне мало многоквартирных домов, в которых за содержание зданий платят все собственники без исключения, поэтому на масштабные работы денег, как правило, не хватает. Приходится устраивать «перекрестное» финансирование – по согласованию с жильцами брать часть средств, накопленных на счету одного дома, направлять на ремонт более нуждающегося и затем, постепенно возвращать поступающими оттуда выплатами. Процесс очень ответственный и трудоемкий. Конечно, в результате него может возникать недовольство отдельных людей, которые не очень разбираются в ситуации – причем, как со стороны «кредиторов», справедливо указывающих на то, что «занятые» деньги могли бы быть израсходованы на их дом, так и со стороны «дебиторов», которым кажется, что можно было бы сделать больше, - рассказывает гендиректор ООО «Лидер» Александр Рябов.
Именно таких недовольных жильцов, по его словам, и ищут недобросовестные УК, чтобы сделать своими «агентами». Этих людей безвозмездно или за определенную плату убеждают «заразить» протестными настроениями как можно больше соседей и убедить их сменить управляющую организацию.
- В доме находятся один-два человека, которых попросту подкупают, и они действуют следующим образом: людей, которые имеют собственную точку зрения, уговаривают, а тем, кому безразлично, какой УК платить, говорят, что уже все решено и для начала «лучшей жизни» не хватает только их подписи. Конечно, для одной стороны всегда можно отыскать примеры «недоработки» управляющей компании, а другой намекнуть, что идти против соседей неразумно, - отмечает замдиректора ООО «Лидер» Татьяна Лебедева.
Причем, делится опытом Рябов, УК-однодневки интересуют исключительно новостройки или дома, которые приведены в хорошее эксплуатационное состояние силами других организаций. На такие объекты, говорит он, можно «зайти», имея только шариковую ручку и офис, куда жильцы будут приносить плату. Серьезный ремонт в ближайшие несколько лет вряд ли потребуется, потому тратиться придется лишь на уборку мест общего пользования. Из остатков средств за это время можно будет накопить приличную сумму и «обанкротится».
- Поначалу жильцы довольны новой УК, которая, не собираясь откладывать деньги на масштабный ремонт здания, может направлять увеличенные суммы на косметические работы. Пока «счастливчики» не знают этого, радуются своему решению. Совершенно не задумываясь над тем, что если их дом был отремонтирован за счет «перекрестного» финансирования, уходом к «однодневке» они лишили надежды на возврат средств, «занятых» у других людей и поставили свою бывшую управляющую организацию в очень сложное положение, - поясняет Татьяна Лебедева.
Впрочем, уточняет она, это будет продолжается до первой серьезной аварии в доме или просто до исчезновения УК-«пустышки». Тогда собственники поймут, что попали в ловушку, а примет ли их обратно управляющая компания, которую так сильно подвели – еще вопрос.
- Мы сталкивались с подобными ситуациями, - не скрывает Александр Рябов. – Когда жильцы одного из домов, «обжегшись» на недобросовестной УК, попросили снова «зайти» на их дом, решение было принято – отказать. Не из-за того, что руководство «Лидера» злопамятное. Собственники пожелавшие сменить управляющую организацию, имеют на это полное право, но они должны чувствовать ответственность перед жильцами тех домов, за счет средств которых был произведен ремонт их зданий. Если получилось так, что своих сборов на проведение работ не хватило и пришлось «занимать», то сначала необходимо возместить людям потраченную сумму и только затем предпринимать какие-то действия.
Как справиться с управляющей компанией?
Об этом мы спросили старших по домам. Они посоветовали читинцам не сражаться со своими УК. Лучше сделать их надежными союзниками и единым фронтом выступить против разрухи в собственном жилье, а заодно дать отпор недобросовестным организациям, мечтающим поживиться результатами чужих трудов.
- Система коммуникаций, которая перешла в ведение «Лидера» от ТГК-14, мягко сказать, оставляла желать лучшего, - вспоминает председатель совета дома по ул. Ленина,29 Татьяна Кузьмина. - Если говорить жестче, буквально в каждом принятом этой УК доме, теплоузлы нуждаются в капремонте. Тем не менее, организация решает вопросы. У нас также благодаря «Лидеру» поставили новое водное распределительное устройство по электроэнергии, провели ревизию электропроводки, очистили подвал.
Сейчас женщина готовится к защите плана ремонтных работ на текущий год и отмечает, что главная задача – призвать к совести должников, чтобы в перечень мероприятий можно было внести все необходимое. Некоторых перед этим еще предстоит разыскать – выяснить, кому принадлежат сдающиеся в аренду помещения, очень сложно.
Ключевую роль грамотного управления и финансовой ответственности жильцов подчеркнул председатель совета дома по ул.Белорусская,44 Геннадий Попов.
- С «Лидером» у нас не все шло гладко, но потом я устроился мастером в ЖЭУ, вник в работу УК. Теперь, когда приходят председатели советов, которые тоже поначалу не разбираются и говорят: «вы обязаны то-то, то-то сделать», я начинаю с ними беседовать: «а у вас деньги на счетах для этого есть»? Если есть, то планируйте, на что надо их потратить, а потом уже предъявляйте претензии. Оказывается, многие даже не знают, какая сумма на счете их дома. Хотя не только председатель, а каждый жилец может прийти в управляющую компанию, написать заявление и ему предоставят данную информацию, - пояснил Попов.
Член совета дома по ул. Петровско-Заводской,45 Лев Черкашин решил не рассуждать на эту тему, а наглядно продемонстрировать итоги пересмотра условий договора с ООО «Лидер». Документ изменили по инициативе жильцов дома. Результаты видны уже во дворе – там новая детская площадка, пока скромная, но, как уверяет Черкашин, это только начало.
Как и ремонт подъездов. Пока в полный порядок приведены только двух из 12, остальные будут сделаны в плановом порядке. За надежными железными створками, которые распахиваются только перед теми, кто знает код домофона, скрывается еще одна пара дверей – пластиковых. От них лестница ведет на площадку с аккуратными рядами почтовых ящиков. Здесь же располагаются «спрятанные» в железный шкаф электросчетчики. На свежевыкрашенных стенах при приближении посетителей вспыхивают автоматические светильники, соперничая с льющимся из окон светом. Благодаря стеклопакетам на подоконниках себя комфортно чувствуют цветы.
Подъезд, над созданием уюта в котором сейчас трудится работник ЖЭУ, выдают стоящие на крыльце деревянные «козлы». Мастера застаем за работой, он шпатлюет стены. Черкашин тем временем возвращает нас на улицу и указывает на закрытые железными створками подвальные окна.
- Проблемы были постоянно – там все время собирались бомжи, - говорит он. - Сейчас доступ им перекрыли, помещения утеплили, провели освещение. Теперь будем подготавливать дом к следующей зиме. Но денег, которые платят собственники, на все не хватит, поэтому на следующем собрании совета поднимем вопрос перехода с котлового счета Фонда капремонта на специальный, который, скорее всего, откроем при УК «Лидер». Главное, чтобы жильцы сохранили то, что уже сделано.
Именно наличие конструктивно настроенного совета дома Татьяна Лебедева называет самым важным слагаемым успешного сотрудничества с управляющей компанией.
- В домах, где работают такие советы, все вопросы получается решить, ОДН минимальный, план работ своевременно формируется и выполняется. В результате собственники получают желаемый результат – комфортное и удобное проживание. Ведь настоящая цель – не найти организацию, которая станет хозяином вашего дома, а самим быть такими хозяевами, - подчеркивает Лебедева. - Наступило время, когда собственники по законодательству обязаны провести годовое общее отчетное собрание. Мы просим всех жильцов стать активными, обратиться в УК для согласования планов на текущий год, получить отчеты о проделанной работе за 2016-ый и, исходя из наличия финансовых средств, спланировать мероприятия, которые можно выполнить на эти деньги. Двери ООО «Лидер» всегда открыты для посетителей, мы готовы провести собрания с собственниками и еще раз обратить их внимание – никогда не надо спешить менять УК, лучше совместно качественно работать.
На правах рекламы