Самооборона в России, как и защита своего имущества – дела весьма небезопасные. У нас советуют либо убегать и умолять, либо с ювелирной точностью дозировать ту самую оборону, дабы не выйти за ее пределы. Чуть сильнее, и статус потерпевшего моментально и, главное, полярно меняется. Именно такой, вполне классический сценарий недавно ощутил на себе житель Зенитки, все-таки нашедший прием против лома.
Не в бровь, а в… голову
Все мы, уверен, прекрасно помним историю с «миасским стрелком» Александром Григорьевым, который в начале 2016 года едва не поплатился своей свободой за убийство четверых человек, напавших на его семью. Тогда, к счастью, благодаря большому общественному резонансу, вниманию СМИ и активности односельчан дело в отношении южноуральца прекратили. Александр Григорьев вернулся к нормальной жизни и стал первым массовым убийцей, действия которого признали самообороной.
Но история Григорьева, согласитесь, скорее исключение, еще раз доказывающее правило. В нашей стране право на самозащиту наступает только в том случае, когда впору говорить о реальной опасности для жизни. С оружием еще сложнее.
Теперь к конкретике. Пару недель назад ночью 58-летний житель Зенитки Виктор Вербицкий, ныне подозреваемый в причинении тяжкого вреда здоровью, услышал во дворе своего дома лай собак. Мужчина вышел на крыльцо и увидел человека с металлическим ломом в руках, перемахнувшего через невысокий забор. По словам Вербицкого, незваного гостя он застал во время попытки выдернуть из столба скобу, державшую собачью цепь. Животные были не в себе.
- Не знаю, что он с собаками сделал. То ли ломом ударил, то ли брызнул чем-то. В общем, они к нему близко не подходили, только лаяли. Пока шел к нему, увидел еще один силуэт. Он недалеко стоял. Сразу побежал, как меня увидел. Тот, что с ломом был, не стал убегать. Он, замахнувшись, попер на меня. Началась драка, - вспомнил Виктор Вербицкий.
Первые удары нападавшего, как рассказал наш собеседник, пришлись по рукам. Виктору приходилось прикрывать голову и тело. Улучив момент, хозяин дома схватил и вырвал тяжелый инструмент из рук мужчины. Далее – контратака.
- Я у него лом отобрал, «пеньков» ему наставил и дал убежать. Мужик этот скрылся по лестнице, приставленной к забору. Я отдышался, скобы вбил обратно и спать лег. Вроде бы все закончилось, - вздыхая, уточнил мужчина.
Несмотря на жесткий ответ нарушителю территориальной неприкосновенности двора деревянного дома, спустя буквально несколько минут случился повторный визит. Виктор вышел и увидел, как собака с лаем рвется в угол ограды.
- Я собаку отпустил. Она кинулась за «Волгу» и вцепилась в того же самого парня, который до этого залезал. В руках у него на этот раз оказалась выдерга. Парень ударил пса по голове и побежал. Я его возле бани перехватил, выдернул «фомку» из рук и ей же начал дубасить. Потом гвоздодер пришлось выкинуть, потому что пес повалил его на землю. Я еле-еле собаку оттащил. Этот (цензура) встал и через забор снова скрылся. Следы крови от его рук до сих пор на досках видны, - рассказал Виктор, демонстрируя ограждение.
Сообщника сбежавшего пожилой мужчина тогда тоже увидел и даже узнал. Это был некий Илюха.
Разборы по закону и «понятиям»
Успокоившись после двух волн атаки, Виктор снова зашел в дом, надеясь, что теперь гости уже точно не вернуться. Через пару часов, под утро, раздался стук. Возле калитки стояли люди и в известной в таких случаях манере пригласили на разговор. Оказалось, что среди них был и тот самый Илья, недавно освободившийся из мест не столь отдаленных за ограбление магазина. В ответ на приглашение поговорить Виктор заявил, что «не собирается эту блатную политику поддерживать» и вызвал полицию. Увидев машину правоохранителей, приятели ретировались. Полицейским хозяин дома все объяснил.
И тут случилось именно то, о чем мы говорили в начале. Самооборона оказалось слишком ярой. Как сообщили «Забмедиа» в забайкальском УМВД, последствием борьбы для 28-летнего парня стали черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, рубленая рана руки с повреждением сухожилий двух пальцев. Сразу стоит отметить, что после госпитализации молодой человек не смог рассказать полицейским о природе этих нешуточных травм. Только спустя некоторое время все стало известно.
По факту причинения тяжких телесных возбудили уголовное дело. Затем установили подозреваемого. Виктора пригласили в полицию для дачи показаний.
- Я все рассказал, как было. Меня спрашивали, стану ли я заявление писать. Сразу сказал, что оно мне не надо. После общения сотрудники мне предложили посмотреть на парня, который на меня с ломом кидался. Он тоже был в отделе. Я зашел в кабинет, увидел его и все вспомнил, - рассказал «Забмедиа» Виктор.
Оказалось, что хозяин дома и его оппонент виделись и до драки на ломах и гвоздодерах. Примерно за месяц до той неспокойной ночи в дом к Виктору вошли двое с телевизором в руках. Это был тот самый Илья со своим другом – нынешним пострадавшим. Телевизор они хотели оставить соседке Виктора на хранение. Откуда в руках молодых людей оказалось дорогостоящее устройство, Виктор не знает. Да это и не важно.
Нет претензий
Важно сейчас только одно – кто останется крайним после этой ломовой обороны с тяжкими последствиями? С одной стороны, тот молодой человек, который, по словам Виктора, пытался совершить кражу со взломом. С другой, сам хозяин дома. Он может поплатиться за преступление даже более серьезное с немалой санкцией. При этом ни та, ни другая сторона претензий друг к другу не имеют. В этом и Виктор, и молодой человек, получивший серьезные травмы, нас сразу заверили.
Что же в итоге? А в итоге мы имеем еще одну, насколько простую, настолько же и запутанную историю с глубоким подтекстом. И следователи, и сами участники конфликта оказались обложены несовершенством российского законодательства. Виктор может поплатиться за то, что не стал убегать от лома и умолять не трогать свое имущество. Правоохранители тоже не могут молчать, ведь факт причинения тяжких телесных просто так мимо не проплывет. Отрабатывать его все равно придется. Ну, а если размышлять с позиции простого гражданина России, становится немного не по себе. Как это ни странно, но навыки самообороны в нашей стране стали даже более опасны, чем умысел на нарушения закона.
Есть ли выход? Уверен, есть. Только находится он не в Забайкалье, а в Москве на Охотном ряду. И если там этого не поймут, то мы рискуем еще не раз увидеть на лентах информагентств истории «миасских стрелков», только с совсем несчастливыми концами. Живи мы в стране, где личная безопасность гражданина и неприкосновенность его дома святы, всех этих ситуаций вообще могло бы не произойти. Слишком велик шанс поплатиться жизнью за попытку взять чужое. А так имеем – что имеем.