Санта-Клаус родом из Турции
Я уже упоминала Санта-Клауса. Его знают все. Как знают и все православные Николая Угодника или Николая Чудотворца. Святой Николай и Санта-Клаус - это одно лицо! Впрочем, не совсем. Николай стал прототипом для румяного бородатого толстяка… Именно по местам древней Ликии отправился наш автобус, стандартно укомплектованный туристами с фотоаппаратами и солнцезащитными очками. Первым пунктом был тот самый Демре с церковью Святого Николая, которая сейчас является скорее музеем и до сих пор реставрируется. Всего один раз в году в ней проходит служба - в день рождения Николая - 6 декабря. По дороге в Демре мы проезжали живописные морские побережья, апельсиновые и гранатовые рощи, розовые облака олеандров. Аккуратные маленькие городки с постриженными кустами и памятниками различным… плодам. Так, в городе Финике имеется памятник - нет, не финикам, как ни странно, - апельсину. А в городе Кемер - томату. Но сколько горному серпантину ни виться, а конец все равно найдется. Наш автобус остановился возле иконной лавки в Демре, торгующей ликами Святого Николая и прочих святых. По словам гида, все иконы освящаются в Греции и Италии, а потом привозятся сюда, на потребу паломникам. После иконного шопинга нас наконец провели к собственно церкви. На входе встречала статуя Николая Чудотворца, а в самой церкви - фрески тех далеких лет. На одной из них, как уверял гид, портрет самого Николая, который считается наиболее приближенным к оригиналу. Чуть поодаль - тот самый каменный саркофаг, в котором хранились мощи. Он стоит за стеклом, но сбоку есть пространство, куда можно просунуть руку и прикоснуться к святому артефакту. Вообще, церковь в Демре - это одно из наиболее на сегодняшний день почитаемых мест паломничества для православных людей, несмотря на парадоксальность ситуации: Турция на 90% мусульманская страна. Действительно, поток туристов огромен. Каждый из них считает своим долгом приложить свой крестик к саркофагу. Церковь также уже дважды посещал патриарх Алексий II.
Мертвые здесь больше не живут
Следующая остановка - Мира. Одной из ее достопримечательностей является обширный некрополь (город мертвых, или по-нашему - кладбище). А также полуразрушенный, но самый что ни на есть настоящий античный амфитеатр. Уникальность и своеобразие гробниц Миры в том, что у народов Ликии существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Поэтому некрополь высечен высоко в скалах и, действительно, представляет собой едва ли не целый город. Что же касается амфитеатра - то это самое поразительное зрелище из тех, что мне довелось увидеть в Турции! Огромное сооружение на несколько тысяч человек, ложи для знати, отдельный вход для гладиаторов… Но самое главное, это живое ощущение соприкосновения двух эпох. Нужно самому постоять в амфитеатре, чтобы понять, как шевелятся волосы на руках, когда представляешь, что ведь было, было же (!). Вот на этом самом месте сидел какой-то ликиец, выражал эмоции. А там на сцене - было, было! - сражались насмерть настоящие гладиаторы. Также тут проходили казни первых христиан. Лилась рекой кровь тысячи лет назад… На этом самом месте.
Китеж-град, или турецкая Атлантида
Пункт следующий в нашем путешествии - остров Кекова. Некогда там был город, цвели сады, бегали дети, лаяли собаки. Но землетрясение во II веке до н.э. превратило Кекову в руины, и нижняя часть города ушла под воду. Обзор Кековы происходит на яхте, которая медленно скользит вдоль его берегов, позволяя потрясенным туристам насладиться видами разрушенных античных бань, тротуаров, амфор, лестниц, набережных - и все это под прозрачной толщей воды. Жаль лишь, купаться там запрещено, ведь как-никак Кекова - памятник культуры и истории. Тут же затоплены и древние ликийские гробницы - каменные саркофаги в форме ладьи, повернутой к восходу солнца. Для похорон тело складывали в положение зародыша в утробе матери, а в рот покойному вставляли монету - плату перевозчику Харону за проезд в царство мертвых. В крышке саркофага вырезали отверстие, через которое все тот же орел заберет душу к небу. Ладья - неофициальный символ Ликии, ведь главными занятиями этого народа были мореплавание и торговля, в чем турки преуспевают и по сей день. Экскурсия заканчивалась. Яхта встала на якорь и, пока на палубе жарили в сливочном масле восхитительные креветки, мы, потрясенные и впечатленные, плавали в открытом Средиземном море и наслаждались кратким и оттого таким острым чувством свободы… Так и закончилось наше знакомство с историей Древней Турции. Она раскрыла нам много своих секретов, о которых мы, обыватели, не подозревали. Я поняла, что в какой бы уголок Земли меня не забросила судьба, это место все равно будет на целую вечность старше меня и будет хранить в себе сотни древних тайн. Надо только лишь захотеть - и они тебе откроются.
Экстра-справка
Государство ликийцев существовало в Турции между II тысячелетием до н.э. и IV век н.э и оставило наибольшее количество древних памятников. С середины VI в. Ликия находилась под властью персов (в восточной части Ликией в IV в. правил царь Перикл). В конце IV в. Ликия входила в состав державы Александра Македонского. В I в. до н. э. в качестве автономного государства входила в состав Римского государства. Феодосий отделил её от Памфилии, причём столицей её стала Мира. А с XI в. Ликия перешла под власть мусульман. Конец Ликии, увы, печален: после падения Трои, на чьей стороне воевали жители этой страны, хетты и древние персы (кстати, и те, и другие - предки сегодняшних турок), окружили Ликию. Чтобы не сдаться в плен врагу, ликийцы совершили массовое мистическое самосожжение, напоследок оставив потомкам послания, которые не разгаданы до сих пор.
Экстра-справка
Каждый год в ночь на Рождество бедняки города Миры находили у своих дверей золотые яблоки, детские игрушки и сладости. Кто приносит подарки, оставалось загадкой. Но однажды в рождественскую ночь люди поймали человека в странном наряде - в черном плаще с большим капюшоном и огромным мешком за плечами. Под этим камуфляжным нарядом горожане узнали своего епископа Николая. Так, сам того не зная, епископ Миры Николай стал родоначальником распространившейся по всему христианскому миру традиции - дарить подарки на Рождество. Святой Николай был захоронен в небольшой гробнице за пределами Миры. Позднее, в IV веке, на этом месте была возведена часовня. В Демре просторная церковь святого Николая появилась в VI веке. Позднее она была разрушена вследствие набегов арабов. В XI веке, при императоре Константине IX и императрице Зое, церковь была отреставрирована и окружена стенами. Однако в конце того же столетия саркофаг святого был разрушен, а его останки украдены и переправлены в итальянский город Бари, где впоследствии была возведена знаменитая паломническая церковь. Сегодня некоторые части, например, фрагменты челюстей и черепа святого, хранятся в анталийском Музее археологии. В 1863 русский царь Александр II купил монастырь, начались работы по его восстановлению, которые вскоре были остановлены. В 1963 году на территории монастыря были проведены значительные раскопки. Были обнаружены цветные мозаики из цветного мрамора, остатки настенной живописи.