13 июля губернатор Забайкалья Наталья Жданова совершила объезд трех районов края - Шилкинского, Нерчинского и Сретенского, подвергшихся затоплению. Журналистам региональных СМИ было предложено принять участие в этой поездке, чем они и воспользовались. О том, как глава региона «ходила в народ» рассказывает корреспондент Заб.ру.
Зовите, мы примчимся!
Первым населенным пунктом, на который упал взор Натальи Ждановой в тот день, стало сельское поселение «Богомягковское» Шилкинского района. Именно его жилой сектор, расположенный на правом берегу реки Кия, подвергся затоплению 14 июля.
Губернатор осмотрела место обрушения моста, заслушала сообщения глав района Сергея Воробьева и села Сергея Старновского, а также пообщалась с двумя местными жительницами. Отмечу, что Наталью Жданову сопровождали министр труда и социальной защиты Забайкальского края Андрей Федотов, исполняющий обязанности министра сельского хозяйства региона Владимир Лоскутников, руководитель краевого Департамента государственного имущества и земельных отношений Алексей Хосоев.
Сергей Воробьев рассказал, что на отрезанной рекой части села проживают 60 человек, из них – 20 детей. В ночь с 13 на 14 июля паводок разрушил мост, служивший для богомягковцев коротким путем добраться из одной части поселения в другую. Подтоплению подверглись 14 домов, жители которых в тот же день были эвакуированы. Только двое отказались покидать свои дома.
Воробьев также проинформировал Жданову о том, что в районе начата работа по возмещению ущерба пострадавшим. Правда, пока только бумажная.
- Создана комиссия по оценке объема нанесенного ущерба. Составляются списки. Все документы по ущербу в понедельник будут направлены в правительство Забайкалья. По единовременным выплатам по селу Богомягково списки уже готовы, по Шилке сегодня к трем часам ожидаем. Порядка 6 миллионов рублей поступило в Минсоцзащиты Шилкинского района на эти цели. Деньги есть, - пояснил он.
Также глава края поинтересовалась «настроением» богомягковцев. Воробьев отметил, что «люди разные, но в целом адекватно воспринимают ситуацию». На что получил напутствие – «терпите, объясняйте».
Присутствующий на «совещании» руководитель сельского поселения Сергей Старновский пожаловался губернатору на негативную информацию, распространяемую в сети Интернет.
Реакция Ждановой была мгновенной:
- Интернет нас «валит», а мы ответить не можем, но мы работаем не ради Интернета, а ради людей*.
На пути от берега реки к машинам, Наталья Жданова встретилась с двумя жительницами села. Было непонятно, то ли они оказались там случайно, то ли намеренно ждали визита первой леди Забайкалья. Во время разговора одна из них не могла сдержать слезы – она плакала, не стыдясь людей, камер, фотоаппаратов.
- У нас дом вон там (показывает через реку). Только его отремонтировали, пластиковые окна поставили, зимовье недавно построили. Я пенсионерка. Хотела на пенсию уйти отдохнуть (…) Я воспитателем в детском саду работаю, - рассказала сельчанка.
Губернатор спросила:
- А сейчас вода-то есть? Как вы сейчас спите?
- Нет, все ушло. Да, мы у сына. Я к сыну уехала. Вот здесь, недалеко. Я вообще туда боюсь заходить, - ответила женщина.
Вторая жительница попросила обратить внимание на мост, который, оказывается, смывает уже не в первый раз.
- Можете решить? Если дома не хотите заменять, то хотя бы сделать капитальный мост. Просто его в третий раз сносит, и в третий раз… Все на одной районной администрации(…). Может сделать его в другом месте, раз на этом его в третий раз смывает. Может в другом месте, чтобы он капитально стоял. Чтобы маленечко хоть какая-то помощь была. Чтобы не один глава отвечал (глава Шилкинского района – ред.). Может посмотрят, спроектируют что-то, поднимут… Но вот это смывает постоянно, в третий раз, - пояснила она.
Далее последовал ответ главы края «с выходом из-за печки»:
- Но у нас вчера на штабе наш гидромет докладывал. Сказал, что такое раз в столетие. Я вам хочу женщины рассказать следующее, передайте всем остальным жителям, своим соседям, родственникам, что вы не брошены, вы будьте спокойны. У вас здесь молодец ваш Сергей Владиславович, ваш Сергей Васильевич. Кроме того вы не думайте, что мы там в крае сидим, почиваем. Мы все работаем день и ночь. Все силы стянуты. По всей стране буквально специалисты МЧС собрались, приехали. Все ребята здесь работают. Штаб у нас ежедневно работает. Финансовые средства здесь стянули в полном объеме. Буквально начнете получать, Андрей Михайлович (Федотову - прим.ред). Сегодня к трем часам документы будут переданы в Минсоц. Речь идет о единовременной выплате – по 10 тысяч на каждого члена семьи. Кроме того, у нас в зависимости от ущерба идет 50 тысяч на каждого члена семьи, 100 тысяч. Но это такое, что мы будем сейчас быстро обеспечивать продуктами, водой, лекарствами. Все, что надо. Дитям, конечно, безопасность всяческую. Тут соседи из Бурятии предложили свои услуги. Готовы лагеря развернуть для наших детей – я Минсоцзащите дала такое задание. Если ваши дети, в том числе, пожелают, родители, если согласятся, мы соберем эти группы, отправим в Бурятию. Пусть реабилитируются немного дети, - отрапортовала Наталья Николаевна.
Затем она уверила, что работа «по разрушенным дорогам, дамбам и мостам» ведется и закончила свое выступление словами.
- Надо быть просто спокойными. Понятно, что нас такая стихия посетила. На душе понятно, какие чувства творятся. Держитесь, пожалуйста, мы с вами, мы вас не бросаем. Мы готовы примчаться по любому зову.
Женщины тихо слушали. А вот верили ли они в то, что «по любому зову», было непонятно. На том и разошлись.
…Следующим пунктом в повестке губернатора стал город Шилка, который практически ушел под воду 8 июля. До райцентра мы доехали, а вот принять участие во встрече губернатора с горожанами не довелось – машина правительства, на которой ехали СМИ, не смогла перебраться через спавшую Кию на другой берег. Пока добирались в объезд, расхождение с Натальей Николаевной и ее эскортом по времени составило 1,5 часа. Поэтому о том, что же происходило в Шилке, нам оставалось только лишь догадываться.
Мы все знаем, все видели
В Нерчинске глава Забайкалья провела заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. Отмечу, что в числе присутствующих были жители района, пострадавшие от наводнения – человек 6-7, не более. Остальные то ли не захотели, то ли их не пригласили – непонятно.
Заседание традиционно началось с докладов главы районного центра и представителей ведомств и структур, задействованных на ликвидации последствий наводнения. После слово взяла сама Наталья Николаевна.
- Мы в полном объеме готовы сосредоточить все силы и средства для противостояния этой стихии. Необходимые материальные и технические ресурсы у нас есть. Период, когда мы пытались сплотиться и выстроить свои действия, чтобы противостоять, практически сейчас этот период проходит. Наступает новый период, когда в центре всего человек, когда мы должны максимально его защитить, максимально создать условия для того чтобы, хотя бы был максимально возмещен этот ущерб, который он понес в результате стихийного бедствия, - отметила глава региона.
Далее губернатор наказала представителям ведомств - «кто бы ни обращался каждого записывать, каждого выслушивать, с каждым работать индивидуально».
- Наша с вами задача морально-идеологическая – просто успокоить. Нужно по должностным регламентам и не должностным регламентам возместить ущерб. Понятно, да?
Она отметила, что Нерчинский район один из первых подвергся наводнению, и все сработали очень организованно: МЧС, прокуратура, Росгвардия, Роспотребнадзор, районная КЧС и «все кто к этому причастен». Не забыла и о себе, однако.
- Вот нас с Натальей Геннадьевной (Наталья Зорина - первый заместитель руководителя администрации района – прим. ред.)… Вот видите, как история у нас складывается. Все на женщин сейчас сваливается. Мужики-то у нас где все? Подевались куда-то. Поэтому на нас с Натальей Геннадьевной выпала эта почетная миссия и роль, - подчеркнула Наталья Николаевна.
И перешли к вопросам.
- Долго рассказывать не надо, мы все знаем, все видели. Нападать тоже не надо друг на друга. Власть не надо ни в чём обвинять. Поверьте, власть не бездействует, власть работает. Трудится всё правительство Забайкальского края. Я это вам гарантирую. Поменьше верьте, что в интернете там строчат добрые люди, и побольше смотрите на нас и наши действия. Если бы власть не работала, Забайкальский край давно бы уже ушёл на дно. Давайте по существу. Просто: вопрос – ответ, - попросила глава региона.
- Когда приедет техника в Илим, там уже дорога осыпается, осталось пять метров? Ее подмывает и подмывает. Когда техника приедет тяжелая? Мост, как вы сказали, уже восстановили можно проехать. Нужно быстрее. Бульдозеры, экскаваторы, - волновались местные жители.
- Понятно. Дальше. Оперативно. Уже все предельно понятно. Не надо предисловий. Конкретно говорите, конкретные вещи.
У представительницы села Олинск задать вопрос с первого раза не получилось. «Кратко. Вопрос. «Сколько времени?» Или «Как пройти в библиотеку?» Понятно, что такое вопрос? Давайте без вступлений», - накинулась на нее Жданова.
Очень много вопросов вызвали выплаты для пострадавших от наводнения. На деле «выплыли» проблемы с правоустанавливающими документами на недвижимость и земельные участки. К дебатам привела и ситуация с теми, у кого вода затопила приусадебные участки, но не тронула дома.
- Вот из затопленных сколько участков? Всего? Просто ради интереса, - спросила губернатор.
- С Приисковой - 220. Но мы еще обследуем, - ответил мужчина, представившийся Владимиром Шаховым.
- Владимир Васильевич, скажите примерно, сколько?
- Примерно треть – 70 участков, где вода не затопила дома, - уточнил Шахов.
- Давайте подумаем. Я поняла. Вот вы сейчас назвали 70 участков. Давайте по порядку. Про сброс воды с верховьев реки – золотодобывающими компаниями, про технику для Илима, про село Олинск, про его разрезанность на две части, про невозможность добраться во вторую часть. Обобщаю эти вопросы. По разрушенным дорогам, по разрушенным мостам, по разрушенным дамбам. Непонятно с каким качеством все это строилось в свое время. Как только схлынет вода, мы это все тут же начнем восстанавливать. Мы также как вы понимаем, чтобы связь, дороги и мосты были в исправном состоянии. По приусадебным участкам, Василий Васильевич, я поняла, - подчеркнула Жданова.
Руководитель края порекомендовала местным властям «не раскачиваться, не ждать» в вопросах организации единовременных выплат забайкальцам.
- Сейчас встали, список сделали, отправили. Не надо ждать когда он там наполнится. По мере – сделали два – отправляйте. У нас Минфин и Казначейство работают в режиме нон-стоп.
Начальник Нерчинского филиала ФГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» Валерий Гладышев попросил у губернатора разрешения расчистить русло реки. Как выяснилось, Минприроды Забайкалья не выдавало разрешение на проведение этих работ.
- Обратите внимание, мы неоднократно выходили на Министерство природных ресурсов за разрешением провести очистку русла реки, но получали отказ, - почти с мольбой обратился он к Наталье Николаевне. - И еще, у нас в регионе нет собственных карьеров. Грунт берем у федералов. Он намного дороже.
Глава же городского поселения «Нерчинское» Михаил Слесаренко проинформировал, что у города перед владельцами автомобилей, которые в первые дни наводнения откачивали воду, подвозили песок, образовался долг в 1,5-2 миллиона рублей. И спросил губернатора, как теперь с ними рассчитываться.
«У нас есть такое понятие как милосердие, добровольчество, волонтерство. Вот эти люди, которые свой транспорт давали, пусть проявят милосердие. У людей горе. Затоплены дома, а мы тут будем копейки - кто какой транспорт давал - считать. Пусть они окажут помощь, и пусть это будет в счет милосердия. Поговорите с этими людьми, которые вам этот транспорт давали. А у края на это денег нет», - резко ответила глава края.
«Чиновники – не люди»
Если бы не лимит времени у «первой леди», встреча затянулась бы на несколько часов. Понятно, что каждый замкнулся в первую очередь в своих проблемах. Они ему казались наиболее значимыми, о них и кричали всему миру. Каждый вопрос – крик отчаяния. В каждом обращении к губернатору слышалось: «И… И как же теперь мы?» Наверняка, от Натальи Ждановой они ожидали большего участия. Человеческого участия. В некоторых местах главу края «заносило» в вопросах и обсуждениях. Затем, осадив, она, оправдываясь говорила, что беседу ведет в таком ключе, потому что присутствующие в большинстве своем чиновники. И, цитирую: «чиновники – не люди».
В Сретенске КЧС практически ничем не отличалась от нерчинской. В последнем движения привнесли сами жители. Здесь же их не приглашали. На лице Натальи Николаевны отпечаталась усталость. Доклады, похожие друг на друга с неизменным концом – «сил и средств достаточно».
В целом, люди в населенных пунктах вели себя адекватно, не проявляли агрессии, не сыпали на Жданову оскорблениями. Было заметно, что визит губернатора, послужил плечом – пусть хлипковатым – для опоры. Ждут забайкальцы, верят, готовы терпеть. Как говорится «нам ли не привыкать». Главное, чтобы «вы не брошены» в дальнейшем не стало пустым обещанием.
*речь губернатора и жителей оставлена без изменений