Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Народная мудрость известная всем. Особенно рекомендуют следить за языком людям публичным и власть предержащим. Однако за время творящегося в Забайкалье разгула стихии, наши представители властей не раз и не два умудрились забыть об этом важном правиле. Высказывания сильных края сего, вызвавшие наибольшее возмущение простых забайкальцев.
«Извините, у вас помыться не найдётся?»
На встрече с пострадавшими от наводнения людьми в эвакуационном пункте депутат Заксобрания Забайкальского края Карина Канунникова дала им исключительно необдуманный совет. Читинцы, чьи дома затопил или уничтожил паводок, пожаловались депутатам на невозможность помыться, постирать вещи или переодеться в чистые. В ответ на это, госпожа Канунникова посоветовала попроситься в душ к другим горожанам.
– Обратитесь сейчас в телевизор с этой просьбой. Это тоже решение. Люди помогут, — заявила Канунникова.
Вероятно, она искренне хотела предложить выход из ситуации, но о том, как это прозвучит, не задумалась. А прозвучало это так, словно народно избранный депутат дистанцируется от проблем своих избирателей и предлагает им решать свои невзгоды самостоятельно, выпрашивая у более удачливых сограждан разрешения приобщиться к благам цивилизации и личной гигиене.
Разумеется, народ в восторг не пришёл. Высказывание активно комментировали в интернете, в основном возмущаясь тем, как далека депутат от народа, напоминая, что полгорода сидит без горячей воды, и, спрашивая, многих ли пострадавших Канунникова готова искупать в своём личном душе.
Резонанс от слов случился неслабый, обратили внимание на неосторожную фразу и высшие чины. Заместитель полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Александр Бутин назвал депутата бюрократом, посетовал на отсутствие у неё ответственности и спросил, почему она до сих пор на своём месте. Пока других последствий, кроме осуждения полпреда и народной критики, от высказывания замечено не было.
«Понятно, что такое вопрос?»
Исключительно щедра на выражения, ставшие мишенью для народного недовольства, оказалась в это непростое для края и его населения время наш с вами губернатор Наталья Жданова. Особенно много критиковали высказывания Натальи Николаевны, прозвучавшие во время её поездки по затопленным районам края 13 июля. На встречах с главами районов и простыми пострадавшими от стихии гражданами, губернатор то и дело сбивалась с участливых уверений в духе «вы не одни, власть поможет» на довольно резкий тон.
– Кратко. Вопрос. «Сколько времени?» Или «Как пройти в библиотеку?» Понятно, что такое вопрос? Давайте без вступлений, - осадила она одну из женщин в Нерчинске, попытавшуюся поделиться своей бедой.
И это не единичный случай за время поездки. Понятно, что объясняется эта резкость многими объективными причинами, но людям, которые надеялись на поддержку и ободрение, от этого не легче. Кроме сурового «учительского» тона в разговорах с пострадавшими, осудила общественность и ответ губернатора на просьбу главы города Нерчинска Михаила Слесаренко. Дело было в том, что местные предприниматели, оперативно откликнувшись на призыв местной администрации, предоставили тяжёлую технику и помогли предотвратить затопление города. Когда же глава города спросил, выделит ли краевой бюджет средства, для расчёта за проделанную работу, Жданова заговорила о милосердии.
– У нас есть такое понятие, как милосердие, добровольничество, волонтёрство. Вот эти люди, которые свой транспорт давали, пусть проявят милосердие. У людей горе. Затоплены дома, а мы тут копейки — кто какой транспорт давал — будем считать. Пусть они окажут помощь, и пусть это будет в счёт милосердия. Поговорите с этими людьми, которые вам этот транспорт давали. А у края на это денег нет, — сказала она.
«Копеечный» счёт, между тем, почти на 2 миллиона рублей. Эти деньги людям за их работу пообещали заплатить. И что-то подсказывает, что для нерчинских предпринимателей это далеко не копейки. После эдакой принудительной благотворительности вряд ли они снова поверят обещаниям властей.
Помимо этих ярких высказываний, Наталья Николаевна много говорила о том, что панике поддаваться не стоит, верить негативу в интернете не нужно, власть работает в поте лица, не щадя живота, и лишь благодаря этим трудовым подвигам край до сих пор не ушёл под воду, как Атлантида. Звучало это на фоне поступающих отовсюду отчётов и рассказов о всё новых затопленных населённых пунктах, погибших урожаях, разрушенных мостах и обездоленных людях. Закономерно, что эти слова не встретили той реакции, на которую рассчитывала губернатор. По большей части народные комментарии были негативными. Стало понятно, что наводнение здорово подорвало остатки доверия населения.
«Не наезжать на власть!»
К этому призвал на одном из заседаний краевой комиссии по ЧС руководитель Сибирского регионального центра МЧС Сергей Диденко. Оказалось, что кругом провокаторы, «специально подготовленные писать дискредитирующие власть обращения», которых требуется выявить и заставить «поиметь юридическое окончание и правовую оценку».
– Система работает. И днём и ночью. Комиссия работает. Порой, конечно, люди не хотят спасти свою жизнь. Но вот на такие вещи прошу реагировать. Уважительно надо относиться к тем службам, которые на вас работают, а не пытаться их очернить. Наезды на хорошо, грамотно, эффективно действующую власть должны быть наказаны, — добавил Диденко.
Реакция общественности была понятна и предсказуема. Разобрали каждое слово. Обсудили и далёкую от литературного русского языка формулировку фраз, и специфический подбор терминов вроде «наезда». Высказались о грамотности и эффективности действующей власти. Оскорбились на обвинения в провокаторстве. Осудили попытку заткнуть рот недовольным ситуацией. В общем, неосторожное высказывание Диденко задело за живое очень и очень многих забайкальцев. А вот губернатор наоборот поддержала благородное намерение заставить уважать власть и попросила представителей силовых ведомств, присутствующих на КЧС, прислушаться к данному замечанию.
«Это ваша вина!»
Много в эти непогожие дни в СМИ попало высказываний первого зампредседателя правительства Забайкальского края Александра Кулакова. В основном все они заключались в критике действий местных администраций. Прилетало и главам районов края, и председателям дачных кооперативов. Как говорится, никто не ушёл обиженным, всем сёстрам по серьгам. Например, глава Карымского района 18 июля был вынужден покинуть заседание краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям до его завершения из-за требования зампредседателя «идти и организовывать работу». А председателей ДНТ и СНТ Кулаков критиковал 14 июля, предложив «поставить их на околицу», так как «комментарии все давать горазды, что им кто-то в чём-то не помогает, а самим взять на себя ответственность?». Главы районов 21 июля поняли, что последствия наводнения на 50% их вина, так как, по словам Кулакова, у них «конь не валялся» при подготовке гидротехнических сооружений к паводкам. А уж в угрозе обрушения нескольких домов в дачном товариществе «Светофор» оказались виноваты буквально все.
– Все всё знали. Не буду говорить, чьи обязанности, но участвовали в этом все. И прокуратура участвовала, и природоохранная прокуратура, и городские, и краевые власти, — сказал Кулаков.
С его словами трудно спорить, по факту он прав, недоработок масса. Однако его слова почему-то не вызывают одобрительных возгласов поддержки у населения. Очень часто вместо этого задаётся резонный вопрос: «А почему все недоработки всплыли только сейчас?» Действительно, если у нас так плохо организовано всё на местах, то в поиске виноватых, говорит нам глас народный, правительству края не стоило бы заворачиваться в белый плащ и клеймить позором всех вокруг, кроме себя.
Разумеется, в статье далеко не все жемчужины изящной словесности наших власть имущих, не оценённые электоратом. За период наводнения их было гораздо больше. Но слова – не главное, нам бы действия увидеть!
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"