Минфин и независимые эксперты планируют достичь экономии через отмену материнского капитала, пересмотр расходов на пенсионную систему и государственный сектор. Проект оптимизации расходов госказны отправлен на рассмотрение в правительство, информирует «Российская газета».
Общий эффект от реализации мер составит в 2014 году - 194,5 млрд рублей, в 2015 году - 377,1 млрд рублей, в 2016 году - 581,9 млрд рублей.
В работе над документом приняли участие эксперты из «Высшей школы экономики» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
Изменения коснутся, например, расходов государства на пенсионную систему. Эксперты предлагают несколько различных вариантов. В их числе стимулирование более позднего выхода на пенсию, для этого авторы доклада предлагают устанавливать дополнительные коэффициенты к размеру трудовой пенсии по старости, если человек продолжает работать и дальше, не уходя на заслуженный отдых. Еще один вариант - индексация страховой части трудовой пенсии один раз в год на размер годовой инфляции плюс еще два процента. Таким образом, будет обеспечен реальный рост пенсий, а бюджет в долгосрочной перспективе сэкономит на дотациях в Пенсионный фонд полтора триллиона рублей.
Предлагается проработать и повышение пенсионного возраста для получения полного фиксированного базового размера трудовой пенсии. Если предложение будет принято, то пенсионный возраст будет повышаться постепенно: для женщин с 55 лет в 2019 году до 60 лет в 2029 году при одновременном введении выплаты неполной базовой части пенсии женщинам, которым назначена пенсия в возрасте с 55 до 60 лет, говорится в докладе.
По действующему законодательству материнский капитал перестанут выдавать с 31 декабря 2016 года. Его отмена позволит высвободить с 2017 года 300-330 млрд рублей. Вместо материнского капитала авторы предлагают повышать пособия на детей из бедных семей, для этого понадобится только 100 миллиардов рублей.
Реформа госсектора через создание «открытой» сферы предоставления и выполнения государственных, либо муниципальных услуг позволит сократить долю неэффективных расходов на 10-15%. В том числе - за счет четкой увязки состава и объема услуг с социальными гарантиями и обязательствами государства. Так, предлагается, например, разработать и принять до конца 2014 года специальный федеральный закон, регулирующий вопросы предоставления государственных и муниципальных грантов, по которым их получатели будут публично отчитываться. В 11 раз могут быть сокращены и объемы грантов регионам, достигшим наилучших показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти: с 11 млрд рублей в год до 1 млрд рублей. Все это даст повышение качества предоставляемых населению госуслуг, полагают составители доклада.
Прозрачнее должна стать и деятельность образовательных учреждений - к 2016 году это позволит сэкономить до 15% выделяемых на них государственных денег. В плюс к этому экономия бюджетных средств от снижения численности студентов к 2018 году составит 81,8 млрд рублей, в том числе экономия фонда оплаты труда - 63,1 млрд.
В здравоохранении оптимизация расходов будет достигаться противодействием закупок медучреждениями лекарств, цены на которые не подлежат государственной регистрации и завышаются в два-три раза по сравнению с высокоразвитыми зарубежными странами. Для этого будет создана система установления референтных цен на все рецептурные лекарственные препараты. По расчетам экспертов, экономия на закупках для госпитального сектора после этого могла бы составить 13,27 млрд рублей в год в ценах 2012 года.