Даже тот, кто не следит за политическими новостями, узнаёт о приближении выборов по появившейся на улицах политической рекламе – баннерам. Конечно, забайкальцы - люди рассудительные и яркими картинками их политические убеждения не изменить. Но предвыборные плакаты, вывешенные партиями, интересны сами по себе. Человек в социальных сетях размещает фотографию, которая, по собственному мнению, характеризует его лучше всего: на даче, в деловом костюме, в школьной форме. Или не фотографию, а смешную картинку. Какие же лица демонстрируют нам партии?
Самые интересные баннеры в Забайкалье появились весной. Скандальные плакаты с пословицами про незваного гостя, огород и козла исчезли примерно тогда же, когда отцветает багульник. Кто заказал кампанию, так и не выяснилось. После этого публичная политическая реклама стала куда скромнее и уже не попадала в общероссийские новости.
Некоторые партийные баннеры появились весной и дожили до августа. Партия «Родина» поместила на плакате танк и телефонный номер. Выглядит как коммерческая реклама. Как будто что-то продают. Или Родину, или танк. Но за три месяца можно привыкнуть к чему угодно. Мало ли что предлагают купить в наши рыночные времена?
Забайкальцы, как и жители других регионов с интересом ожидали баннеров от ЛДПР. В нынешнем политическом сезоне либерал-демократы порадовали нас лозунгом «Хватит грабить Забайкалье!». Вряд ли кто-нибудь возразит, мол, Забайкалье нужно грабить. Портит этот девиз только информация, что и в других регионах ЛДПР использовала тот же самый баннер. В Зауралье был призыв «Хватит грабить Зауралье!», в Ярославской области – «Хватит грабить Ярославскую область!» и далее везде, где проходят выборы. Другой лозунг: «Время голосовать за ЛДПР» тиражировался всюду вообще без изменений.
Интересно, что и «Справедливая Россия» решила напомнить избирателю про время. Правда, их лозунг не так навязчив, как у ЛДПР. На баннере СР написано «Время важных решений».
Плакатная кампания партии Зюганова стартовала еще в мае с лозунгом: «КПРФ - это честно». Возможно, забайкальские коммунисты сами додумались до этого лозунга. А может быть, вспомнили историю современной российской рекламы, в частности, слоган известного мясокомбината: «Колбаса - это серьезно».
Относительно недавно забайкальские сторонники Зюганова предложили баннер с новой надписью: «Защищай правду, голосуй за КПРФ!». Лозунг при всей простоте вызывает вопросы: зачем защищать правду? Может, лучше защищать интересы забайкальцев? Или это так трудно, что проще защищать правду?
Не меньше вопросов вызывают и баннеры «Гражданской платформы». «Гражданская платформа» - новичок в публичной политике, партия созданная олигархом Михаи-лом Прохоровым. То, что «Платформа» не способна существовать без Прохорова столь же очевидно, как и невозможность существования ЛДПР без Жириновского. Но если Владимир Вольфович за двадцать лет политической карьеры сумел ввести свой эгоизм в разумные пределы, то опыта у Прохорова значительно меньше. Поэтому чуть ли ни больше половины плакатов «Гражданской платформы», размещенных в Забайкальском крае, содержат портрет лидера с подписью: «Гражданская платформа + Я». Почти как «Ленин и партия — близнецы-братья. Только вот что будет с этой партией без «эго» Прохорова?
Конечно, у партии есть и другие баннеры с портретами одномандатных кандидатов «Гражданской платформы». Но и там присутствует последняя буква алфавита. «Советуем, друзья, помнить место буквы «Я»! – сказал детский поэт. Этот совет актуален и в политике.
В глазах большинства избирателей именно «Единая Россия» из всех партий олицетворяет консерватизм в политике. Однако в нынешнюю предвыборную кампанию именно «Единая Россия» интриговала избирателей не хуже любого амбициозного новичка.
В мае появился баннер со странным лозунгом: «Забайкалье, скажи свое слово!». Другой баннер советовал: «Забайкалье, поверь в себя!». Спустя некоторое время, когда силами «Единой России» было проведено анкетирование жителей для создания Программы развития Забайкалья, стало ясно, что все-таки имелось в виду.
Не успела разрешиться одна загадка, как на плакатах появилась новая. «Единая Россия» вывесила агитационные баннеры. Слоган «Живу и работаю в Забайкалье» трудно назвать оригинальным. Но лица на плакатах были незнакомыми. Иногда прохожие и автомобилисты даже останавливаются, чтобы прочесть прежде незнакомую фамилию под незнакомой фотографией.
Впрочем, ничего неожиданного в этом нет. Список кандидатов от «Единой России» обновился на две трети. Понятно, что партия хочет показать лица именно кандидатов-новичков, рассчитывая, что именно они привлекут внимание избирателей. Насколько эта тактика окажется успешной, можно будет узнать 9 сентября. В этот день политическая реклама уже перестанет быть актуальной.