В Читинской городской думе пройдет заседание комиссии градостроительства

Политика, 11:59, 5 июня 2008

Пассажиры нередко жалуются на водителей общественного транспорта, особенно в маршрутных такси. Хамство, грубость, неаккуратное вождение – это, действительно, очень неприятная проблема Читы. Но почему-то, обвиняя водителей в некорректном поведении, мы не желаем обратить внимание и на свои ошибки. Пообщавшись с людьми, ежедневно пользующимися общественным видом транспорта, можно говорить о неосведомленности правил этикета практически каждого пассажира.

- Что вам не нравится в поведении пассажиров, когда вы находитесь в общественном транспорте?

Николай (30 лет):

- Не нравится? Ну, например, я не раз замечал, что пожилым людям уступают места все, кроме молодых девушек. Почему они считают, что им положено сидеть, когда старики стоят?

Екатерина (28 лет):

- Когда больные пассажиры едут и чихают на весь салон, когда толкаются, когда в полной маршрутке стоят с огромными рюкзаками за спиной. А еще, когда мамы с детьми сидят, и их чадо пинает соседей ботинками, а они молчат, да ведь даже не извинятся.

Елена (24 года):

- Когда очень громко разговаривают по телефону. Когда пассажиры требуют сделать остановку тут и сейчас, хотя до ближайшей остановки ещё не доехали. А если водитель отказывается остановить в неположенном месте, пассажиры начинают очень возмущаться и грубить.

Виктор (29 лет):

- Пьяные и неопрятные грязные люди. Когда очень громко разговаривают по телефону, выясняя свои отношения, при этом, не стесняясь применять в своей речи мат.

Елизавета (31 год):

- В общественном транспорте мне не нравится, когда люди едят, слушают музыку не в наушниках, громко обсуждают свои личные дела, вообще безкультурщина, как «обезьяны» ведут себя некоторые индивидуумы. Раздражает также, что стоишь, например, полчаса один на остановке, приезжает автобус, и тут же сразу человек пять прибежит, еще и вперед тебя залезут. И, когда выходишь, не дают вылезти.

Татьяна (56 лет):

- Люди могут толкнуть и не извиниться. Порой очень грубо разговаривают с водителем или с другими пассажирами. Еще вот важный момент: покурят на остановке и в салон – очень сильный и неприятный запах. Я - не курящий человек, и у меня такие запахи вызывают кашель и головокружение. А однажды молодой человек ударил меня по голове рюкзаком, который был у него за спиной. Мне кажется, это само собой разумеющееся, снять все большие сумки и рюкзаки, перед входом в общественный транспорт. Культура на низком уровне – это очень грустно.

Евгения (52 года):

- Не нравится, когда мужики сидят, широко раздвинув ноги, а девицы закидывают ногу на ногу. Когда мамашки и бабульки проталкивают своих деток на свободные места в первую очередь, а сами могут стоять рядом - лишь бы чадо сидело. Не нравится, и даже раздражает, когда громко и долго «трындят» по телефону на весь салон. Когда молодые люди делают вид, что они в упор не видят пожилых или беременных, не хотят уступать место.

Наталья (37 лет):

- Мне очень не нравится, когда салон пустой, а люди начинают скапливаться возле входа. Начинаешь выходить, и редко кто-то выпустит, остальные же делают очень интересное телодвижение, словно они прижались к стенке, или слились с креслом, вот и пробираешься сквозь эти «невидимые» тела. А рюкзаки – это вообще отдельный разговор.

А еще, недавно я ехала домой, и одна девушка-пассажир попросила водителя остановиться «где-то там», но места для остановки не было – всё заставлено машинами. Он проехал на 100 метров дальше, остановив на остановке. Но бедный, она же такую истерику ему закатила из-за этого расстояния. А ведь молодая - даже полезно пройти-то. Да даже не в этом дело! Всё это было в такой вызывающе грубой форме, что и у меня, как пассажира, испортилось настроение.


Разговаривая с каждым, я увидела проблему взаимоотношений не только «водитель - пассажиры», но и «пассажиры - пассажиры». Безразличие, неуважение, невнимательность, рассеянность, - люди не знают, как себя вести в общественных местах. Как это исправить? Как изменить? Только всеобщими усилиями, и при этом никаких особых усилий прилагать нет необходимости. Просто быть чуточку добрее и уважительнее к окружающим.

Существует несколько простых правил этикета в общественном транспорте, которые сравни вежливости:

1. Не скандальте, не отвечайте рядом стоящим людям грубо. Лучше улыбнитесь, если не правы – извинитесь.

2. Старайтесь не задерживать очередь на посадку и высадку. Но это совершенно не означает то, что вам надо истерично расталкивать остальных пассажиров! Скорее, наоборот: при возможности, готовьтесь на выход заранее; большими купюрами расплачивайтесь при входе (об этом водители, кстати, всегда очень сильно просят).

3. При входе в общественный транспорт снимайте рюкзаки и объёмные дамские сумочки. Лучше всего размещать такие вещи перед собой, так вы избежите не только недовольства окружающих, но и убережёте свои вещи от карманников.

4. Не разговаривайте громко между собой, по телефону, не приставайте к окружающим с разговорами.

5. Не принято приводить себя в порядок в общественном транспорте: поправлять макияж, расчесывать волосы.

6. Не садитесь в транспорт с открытой едой и напитками.

7. Не мусорьте, не пачкайте сиденья. Относитесь с уважением к окружающим.

8. Уступайте место бабушкам, дедушкам, людям с ограниченными возможностями, женщинам с маленькими детьми.

9. Помогайте тем, кто нуждается: беременным, пожилым, людям с ограниченными возможностями. Опять же, по правилам этикета, стоит сначала поинтересоваться, нужна ли человеку помощь, и только потом перейти к действиям.

10. Если вы с ребенком, то следите за тем, чтобы он не пинал и не пачкал окружающих.

11. Зонт в транспорте необходимо держать в застегнутом положении, чтобы не намочить окружающих.

12. Не толкайте других пассажиров.

13. Если вы случайно зацепили другого пассажира, или наступили на ногу – вежливо извинитесь.

14. Не стойте на проходе, если салон пустой – проходите вглубь салона.

15. Не нарушайте чужое пространство: не расставляйте ноги, локти, не ставьте сумки на соседние сидения.

16. Учите детей правилам этикета.


Вообще, конечно, вы не обязаны уступать места другим пассажирам, ведь билет куплен, значит, место ваше. Но речь идет об элементарной вежливости. Разве вы сможете просидеть всю дорогу с чистой совестью, зная, что рядом стоит дрожащая старушка или беременная женщина с огромным животом? Опять же, не будем обобщать, ведь у нас есть очень много вежливых и воспитанных людей, что без сомнения, греет душу.

Евгения Устюгова

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"