Лукьянов – о дорогах: «Органы власти ни во что не ставят»
Все мы помним визит председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в Читу в начале июля. Тогда глава Совфеда назвала столицу Забайкальского края неухоженной и запущенной. Она встретилась с властями Читы и поручила навести в городе порядок. Хоть что-нибудь изменилось за эти 4 месяца?
- Город выглядит запущенным и неухоженным. Я разочарована таким состоянием города. Дороги в плохом состоянии, газоны не подстрижены, бордюры вообще исчезают. Сложно просто пройти, не то, что на каблуках, - сказала Матвиенко в ходе посещения Читы.
А спустя пару месяцев на пленарном заседании верхней палаты она и вовсе раскритиковала работу «мэра» Читы Анатолия Михалева. «17 лет уважаемый человек является мэром Читы, но это невозможно - Чита просто в очень неблагоустроенном состоянии. Дороги, бордюров вообще нет, мусорные свалки не вывозятся, по городу весь мусор вывален, разбиты площади, безвкусица, реклама, нет озеленения. Почему граждане терпят это? Таких мэров точно не надо терпеть», - сказала Матвиенко.
Валентина Матвиенко в Чите
Вскоре глава Читы, председатель гордумы Анатолий Михалев прокомментировал критику спикера Валентины Матвиенко. Он объяснил проблемы с благоустройством столицы Забайкальского края недостатком средств в муниципальном бюджете и масштабными летними паводками. И, добавил Михалев, он уже не мэр, а глава города и председатель гордумы (хотя, по сути, что это меняет?).
Прошло еще почти два месяца, и что мы видим? Ситуация изменилась? Водители, которым ежедневно приходится ездить по улицам краевой столицы, постоянно обращаются в нашу редакцию, присылают фотографии убитых дорог. «Одну яму объедешь и попадаешь в другую», - жалуются одни. «Город перекопан, такое чувство, что золото ресурсники ищут», - добавляют другие.
И я, как водитель, вынужден согласиться и с теми, и с другими. К сожалению, лучше в Чите не становится. Кстати, так же считают и общественники, которые пытаются хоть как-то повлиять на ситуацию. Так, ОНФ организует рейды по читинским дорогам, измеряет ямы, призывает горожан скидывать фотографии на «Карту убитых дорог», проводит «круглые столы» с участием представителей городской администрации, ГИБДД.
Последний такой «круглый стол» прошел 14 ноября. Там выступал начальник дорожно-транспортного управления комитета городского хозяйства администрации Читы Александр Павлов. Хотя выступлением это можно назвать с натяжкой, он больше советовал общественникам почитать правила благоустройства, законы. Вот только конкретики в его словах было мало.
Хотя, конечно, кое-что любопытное Павлов озвучил. Так, 1 ноября ОНФ по Забайкальскому краю провел рейд и посмотрел, как восстанавливают дороги после работ ресурсоснабжающие организации. Проверили 5 объектов, где, по оценке общественников, не было качественно восстановлено благоустройство. Так вот, со слов Александра Павлова, в трех (!) из пяти случаев работы велись без получения соответствующего ордера.
«Живём в хаосе»
Эту ситуацию после «круглого стола» корреспонденту Заб.ру прокомментировал модератор площадки, член регионального штаба ОНФ в Забайкальском крае, координатор проекта «Дорожная инспекция» Денис Лукьянов.
- В целом, дороги у нас ужасные. Люди даже стали их меньше наносить на карту «Убитых дорог», потому что наносить можно сплошняком все дороги в Чите. Они пришли просто в ужасное состояние. Что касается восстановления ресурсоснабжающими организациями, то мы видим, что раскопок из года в год становится все больше, а качество восстановления становится все хуже. При восстановлении дороги на обочине остаются не установленные бордюрные камни, саму обочину не приводят в порядок – остаются кучи песка, асфальт не отвечает требованиям, уже на следующий год образуются просадки и т.д., - отметил Лукьянов.
По его словам, в ходе «круглого стола» «прозвучало, что работа ведётся в рамках законодательства, представители всех ведомств соблюдают свой регламент работы».
- Но я, как житель, не понимаю – почему все всё соблюдают, а мы живём в таком хаосе? Представители комитета ЖКХ проинформировали нас, что за нарушения существуют штрафные санкции. Может быть они маленькие, а может быть они не применяются вовсе? Мы сделаем запрос, применялись ли штрафные санкции за 2017 и 2018 годы к организациям и физическим лицам, которые осуществляли земляные работы без открытия ордеров, сдавали ордера с опозданием или сдавали их некачественно. Что касается дорог, которые мы проверили 1 ноября, и по которым у нас были замечания… Выяснилось, что из этих пяти по трём не были открыты ордера. О чем это говорит? О том, что в нашем городе никто ничего не боится, и никто из ресурсников ни во что не ставит органы власти, - возмутился общественник, добавив, что на всех этих трех объектах работы проводила ТГК-14.
Одна хорошая улица
Вообще, сейчас сложно назвать самую плохую дорогу в Чите. Наверно, можно выделить улицу Горького – практически самый центр Читы, но, как отметил наш собеседник, она уже давно в таком плачевном состоянии: «Я думаю, улица Горького – одна из самых убитых. Кроме неё масса – улицы Журавлева выше Угданской, Бутина возле телецентра, о пригородах вообще говорить не стоит, там ужас. Хорошая улица одна – Ленина».
- Почему никто ничего не делает? – спрашиваю у координатора проекта «Дорожная инспекция».
- На все наши вопросы в администрации Читы ответ один: «Денег нет», - рассказал Лукьянов.
- Тогда как быть нам, простым жителям, водителям?
- Вот мы и пытаемся повлиять на ситуацию. Казалось бы, там, где работает ресурсоснабжающая организация, там денег не надо, просто надо добиться качественного восстановления асфальтового покрытия и прилегающей территории. То есть, за счет ресурсников можно было город наоборот приводить в порядок, делать его лучше. Там, где раскопали, затем должны закопать и сделать идеально гладкую дорогу с тротуаром. Однако мы видим обратную ситуацию… Хотя здесь-то, казалось бы, денег не надо, здесь нужен просто контроль, но и тут работать не умеют, желания нет. Могу точно сказать – мы и дальше будем продолжать бороться, ордера должны закрываться только при качественном ремонте, за просроченные или неоформленные ордера должны налагаться серьёзные штрафы, чтобы компании, осуществляющие ремонт, почувствовали меру своей ответственности!
- Как вы оцените работу комитета городского хозяйства администрации Читы?
- Если мы видим, что компания зашла на ремонт объекта и оставила после себя мусор, то, извините, меня этот мусор не устраивает. Почему комитет ЖКХ он устраивает, а меня нет, я не понимаю. У нас, видимо, какое-то разное понимание качества асфальта, качества восстановления, качества благоустройства. Я считаю, что комитет ЖКХ в области благоустройства должен быть на шаг впереди чем обычные жители, внедрять какие-то инновации в области благоустройства: новые виды тротуарной плитки, может быть гибкие бордюры. В Иркутске кстати бордюрный камень во многих местах гранитный. Наш же город год из года краше не становится, печально все это видеть. А самое печальное это то, что Александр Павлов это не осознает, текущую ситуацию оценивает как "всё нормально". Это нормально, когда из пяти объектов по трём ордера не открыты? Считаю, что администрацию просто никто не боится. Копает кто хочет, где хочет и когда хочет, не открывая ордеров.
"Явно не хватает контроля"
С Денисом Лукьяновым согласен и зампредседателя экспертного совета Общественной палаты Забайкальского края и государственный судебный эксперт по ДТП Алексей Стрельников, который уже не первый год отстаивает права читинцев на безопасные и качественные автомобильные дороги.
- Отдельно расскажу о тех дорожных «прелестях», которые остаются у нас под колёсами после раскопок. Наверняка, их большая часть так или иначе не соответствует законным требованиям. Такие нарушения после восстановления дорожного полотна ресурсоснабжающими организациями выявляются довольно просто - визуальным осмотром. Если есть какая-то просадка на дороге после открытия дорожного движения спустя короткое время, то это заведомо брак. При этом все попытки "свалить" дорожные дефекты после проведения таких работ на их возможность доказывания через соответствующую экспертизу за счёт граждан тут неуместны, поскольку это должно делаться до подписания акта приёмки-передачи объекта заинтересованными на то должностными лицами. Я уже не говорю о том, что такие элементы как дорожные знаки и ограждения при ведении таких работ либо выставляются некорректно, либо не выставляются вовсе. Простыми словами здесь явно не хватает контроля, и мы это уже исправляем, - сказал Стрельников.
Член ОП Забайкалья тоже рассказал о "непосредственном взаимодействии с руководством дорожно-транспортного управления городской администрации".
- Что касается этого вопроса, то здесь всё предельно понятно. Такого взаимодействия сейчас нет. Хотя общественность это не раз предлагала. Даже руководство забайкальского ГИБДД указало на то, что городским властям такое взаимодействие выгодно. Просто для них могло бы быть меньше штрафов. Однако чуда не произошло, и каждый сейчас работает по сути в разнобой. Кстати, не переходя на личности, можно отметить, что не все начальники в структуре городской администрации отвечают требованиям компетенции. Это прослеживается из общения при обсуждении проблем. Документально же проверить такую компетенцию должностных лиц возможно лишь по заявлению в надзорные органы, - отметил общественник.
В ходе беседы он рассказал об одном случае, произошедшем летом около танка на ул. Горького. Там был провал дороги, и утром в яму попала машина. Сотрудники ГИБДД факт ДТП засвидетельствовали, но, как позже выяснилось, ситуацию не исправили, там даже ограждение не поставили, и вечером в эту же яму попала другая машина...
Стрельников предоставил нашей редакции кипу документов - обращений Общественной палаты края в ГИБДД, прокуратуру и администрацию. Радует, что в Чите столько небезразличных людей, которые, действительно, хотят улучшить нашу жизнь. Хотелось бы, чтобы и власти, наконец, приняли в этом участие. Ну, а пока всё есть так, как есть, остаётся лишь призывать горожан проявлять свою гражданскую позицию и обращаться с жалобами на плохое состояние дорог во всевозможные инстанции.
Миллиарды на дороги
Кстати, есть хорошая новость - Забайкальский край попал в национальный проект «Безопасные и качественные дороги». До 2024 года в регионе потратят 13,4 млрд рублей на ремонт дорог. Об этом 9 ноября рассказал замминистра территориального развития края Константин Суздальницкий. "Мы должны будем отремонтировать 1 286 км дорог. После этого в Забайкалье 3 270 км из 7 542 км дорог будут соответствовать нормативным требованиям", - заявил Суздальницкий.
Что касается Читы, то на ремонт дорог до 2024 года в краевом центре потратят 4,2 млрд рублей федеральных и региональных средств. Министерство территориального развития Забайкальского края создало группу ВКонтакте, в которой запустило голосование по читинским дорогам - улицы, набравшие наибольшее количество голосов, будут отремонтированы в первую очередь.
Однако, как отметил Денис Лукьянов, к обсуждению инициативы общественников не пригласили. "Хорошая инициатива министерства территориального развития Забайкальского края. Интересно, администрация Читы принимала участие в обсуждении? Кстати, у администрации города нет плана ремонта дорог на последующие годы, а у Минтера есть! У нас в ОНФ достаточно много интересной и полезной информации относительно городских дорог, однако нас не позвали обсудить это нововведение минтера. Свои рейтинги мы с определенной периодичностью отправляем в органы власти, но в большинстве случаев получаем ответ, что денег на ремонт нет", - сказал Лукьянов.
Общественник ещё раз напомнил, что ОНФ на протяжении нескольких лет реализует проект "Карта убитых дорог", где любой желающий может отметить дорогу для ремонта. "Лидером голосования была Каштакская развязка, и ее, слава Богу, делают. Затем лидирующие позиции заняла улица Народная, ремонт которой был запланирован на этот год и до сих пор не начат. Кстати, ул. Народная угрожает здоровью жителей мкр. Октябрьский и однажды была закрыта Роспотребнадзором. Горожане отдали много голосов за ул. Горького, но её, к сожалению, в списке я не увидел", - уточнил эксперт.
Языком цифр
За 6 месяцев 2018 года в Забайкальском крае произошло 236 ДТП "с неудовлетворительными дорожными условиями" (как говорится в ответе УГИБДД председателю ОП региона). Погибли 29 человек, 271 получили ранения.