Длительное пребывание иностранных граждан в спецприемнике УВД по Забайкальскому краю основано на действующем законодательстве, считает краевая прокуратура. Об корреспонденту ИА «Забмедиа» сообщили в Забайкальском правозащитном центре.
Как заявили правозащитники, к такому выводу прокуратура пришла, опираясь на статью 31.9 КоАП РФ, которая позволяет исполнять постановления о назначении административного наказания в течение одного года.
По утверждению исполняющей обязанности начальника отдела краевой прокуратуры Светланы Макарцевой, большинство содержащихся в спецприемнике УВД иностранцев, подлежащих депортации на родину, на момент задержания не имели паспорта. Сотрудникам милиции и миграционной службы приходится долго устанавливать их личность и гражданство. С этой целью они направляют запрос в консульство той страны, гражданином которой назвался задержанный. Очень часто на длительность проверки влияет достоверность и полнота сведений, полученных от иностранных подданных.
Ситуацию усугубляет тот факт, что за депортацию граждан ближнего зарубежья Россия платит консульские сборы. Требования уплаты государственной пошлины предъявляет большинство стран, ранее входивших в состав Советского Союза. Так, за депортацию одного жителя Узбекистана Россия платит 1200 рублей, киргиза — 1768 рублей.
Консульский сбор уплачивается только после поступления денег из федерального бюджета РФ на счет УВД, в спецприемнике которого содержится подлежащий депортации человек. По этой причине граждане иностранных государств, арестованные в административном порядке за нарушение правил пребывания на территории РФ, содержатся в спецприемниках от нескольких месяцев до года.
Однако, по мнению забайкальских правозащитников, ссылка прокуратуры на норму статьи 39.1 КоАП РФ не имеет под собой оснований. Эта статья регламентирует порядок исполнения постановления о назначении административного наказания. Но никак не сроки содержания задержанных за административный проступок граждан. Тот же КоАП РФ четко разъясняет, что административный арест в нашей стране не может превышать 15 суток.
Правозащитники считают, что в этой ситуации не все предусмотрели и российские законодатели. Они не исполнили Постановление Конституционного суда РФ от 17 февраля 1998 года, где указано, что задержание на срок, необходимый для выдворения, не должен рассматриваться как основание для задержания лица на неопределенный срок.
- В 2002 году принят закон о правовом положении иностранных граждан в России. Но в нём не учтены разъяснения Конституционного суда об установлении сроков содержания в милицейских спецприемниках иностранцев, ожидающих депортации на родину, - считает начальник правового отдела Забайкальского правозащитного центра Роман Сукачев.
При этом следует отметить, что граждане Китая, Монголии, КНДР и других стран дальнего зарубежья, в отличие от наших бывших соотечественников, находятся в более привилегированном положении. Посольства этих стран не собирают консульские сборы за свидетельство о возвращении своих граждан, что существенно сокращает сроки их отправки домой.
Как мы уже сообщали, в сентябре этого года в Забайкальский правозащитный центр поступила информация о длительном пребывании в спецприемнике краевого УВД депортируемых иностранцев. По информации очевидцев, некоторые из задержанных были лишены свободы и передвижения на срок от 3 до 8 месяцев. Юристы Забайкальского правозащитного центра предложили прокуратуре проверить эту информацию и дать ей правовую оценку.