Хорошее желание. И десятки других городов тоже хотелось бы посмотреть без вреда для жизни и здоровья. Воочию, лично, а не по телевизору или в социальных сетях. Главное, чтобы финансовые средства позволяли, остальное несущественно. Но печальные события начала этого года во французской столице, связанные с расстрелом дюжины журналистов популярного юмористического еженедельника, притупляют интерес к зарубежью.
Хотя, с другой стороны, подобные трагедии ни в коей мере не должны вызывать безразличие и острую потребность отвлечься от всех этих терактов, крови и бессмысленных, с точки зрения обычного человека, убийств. Пусть даже лица, их совершившие, без остановки убеждают себя и других в религиозном характере своей мести и ненависти.
Да что Париж, дня не проходит, чтобы статистическая «копилка» экстремистов и террористов не пополнилась новыми взрывами, расстрелами и жертвами в разных уголках планеты. Вот в Нигерии, к примеру, террористическая организация «Боко Харам», именуемая себя исламской, прямо обожает громкие теракты с обязательной гибелью школьников и молодых девушек. Недавно директор ФСБ Александр Бортников отметил, что пять тысяч россиян воюют на стороне радикальной группировки «Исламское государство». Часть из них, видимо, через какое-то время вполне может вернуться в Россию. Словом, не защищен никто, включая и нашу страну. И гарантии, что эхо парижских расстрелов не отзовётся трагическим эхом где-то в другой европейской столице или в любом самолете, никто не даст.
Мифы и иллюзии – долой!
Мир разнообразен. И в этом качестве он словно похож на миллион цветных, играющих на солнце, осколков стекла от громадного разбившегося бокала. Красиво, но радующие глаз блики очень опасны, стоит нам зачерпнуть эти стёклышки в ладошку. Мгновенная боль, брызги крови и стойкое убеждение, что всё яркое не такое уж приятное и хорошее.
Так и в жизни общества – добро и зло вполне себе мирно сосуществуют друг с другом и весьма неплохо себя чувствуют. Плохих людей не меньше, чем хороших. Масса циников и любителей поиздеваться над чувствами и убеждениями окружающих людей. Ничего святого, как говорится. Причем, с каждой из сторон: одни рисуют карикатуры на мировые религии, другие убивают любого, кто не вписывается в их картину мира. Как террористы в Нигерии или Пакистане. А значительная часть общества во многих странах, наши сограждане в том числе, до сих пор живёт с иллюзией, будто в каждом есть зёрнышки доброты, стоит их лишь обильно полить и дать прорасти. Опасная наивность!
Мир сложен, колюч, неоднороден и часто агрессивен. Деление на своих и чужих в новом веке только усилилось. Чужие есть и среди тех, кто носит в кармане точно такой же паспорт как у вас, с двуглавым орлом на обложке: те, кого вы не считаете чужим, вас уже сосчитали. Заметили, обозначили, повесили ярлык, хотя и не тычут пока пальцем при встрече. А улыбаются и поздравляют с Новым годом.
Мы должны быть внимательными и осторожными, критичными и думающими. Не оскорблять чувства других людей, но, одновременно, не оправдывать и не поддерживать убийц, даже если они расстреляли журналистов, отметившихся богохульством. Ни капельки не пытаться понять убийц! Плюс к этому – давайте учиться мыслить логически, анализировать происходящее вокруг, верно оценивать людей. И никаких иллюзий и веры в мифы. Они ничего, кроме обмана и беды не принесут.
Исправление имён
Мне не по душе употребляемое к месту и не к месту понятие «толерантность». Что это за словесный монстр, вошедший в нашу жизнь и каждую дискуссию о национальной политике? Получается, что мы должны развить в себе исключительное терпение к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям? Именно так многие люди понимают внедрение толерантности и её защиту от какой-либо критики, а от призывов к терпеливости ждут обострение всевозможных противоречий и конфликтов.
Не о терпении нужно говорить, а о понимании между людьми. О том, как зародить и сохранить хорошие отношения. Нет, не любовь – это заведомая ложь о всеобщей любви и дружбе, а только лишь ровные и уважительные отношения, хотя бы с соседями и окружающими. Я лично поостерёгся бы часто вспоминать и такое идеологическое клише, доставшееся нам от прежних времён – «дружба народов». Слишком оно размытое и пафосное. Да и, давайте скажем честно, как это дружить всем со всеми? Для дипломатии или поэтического творчества такое понятие может и годится, но для реальной жизни всё-таки не подойдёт.
Вместо пропаганды толерантности нужно задавать вопросы. Что вообще нас, живущих и приезжающих в Россию, связывает? Как нам вместе жить сегодня и завтра? Что или кто мешает хорошим, ровным, уважительным отношениям между людьми? Вопросы предполагают поиск ответов, а, значит и обсуждение имеющихся проблем, коих немало. Многолетний опыт Европы тоже не мешало бы изучить, причём очень срочно и очень глубоко – их беды, как ни прискорбно, только начинаются…
… Религиозные и национальные вопросы никогда не были простыми. Отношения между людьми тоже. Но наладить их возможно лишь при соблюдении одного правила – не жить в мире иллюзий и называть вещи своими именами.
Роман АМПЛЕЕВ, политолог