Братья Крей – это своего рода национальное достояние Англии, то же самое что в Америке Аль Капоне, только интереснее. Желающие выяснить насколько – да проследуют в поисковик и пробудут там чуть дольше, чем это нужно для того, чтобы открыть ссылку в википедии – ибо русскоязычная статья даже в малой степени не отражает того, насколько эти ребята подходили «свингующим шестидесятым». Тем не менее, будучи даже слегка осведомленным о королях преступного Лондона той поры, зритель вправе был ждать от режиссера полноценного байопика в духе «Крестного отца».
И вот здесь необходимо признать две вещи. Первая – дух «Крестного отца» в «Легенде» действительно наличествует в полной мере. Вторая – «Легенда» что угодно, только не байопик. Если говорить откровенно, то ближе всего этот фильм к банальной мелодраме.
Собственно, этого можно было ожидать, исходя из фамилии режиссера. Одна из самых известных картин, где Брайан Хэлгеленд, правда, выступал в качестве сценариста – это «Секреты Лос-Анжелеса», кино действительно очень хорошее, но окарамеленное в сравнении с первоисточником (и даже с классическим нуаром) до невероятной степени. Тот же самый фокус Хэлгеленд повторил с историей братьев Крей, буквально выдавив на передний план историю любви между плохим парнем Реджи и хорошей девочкой Фрэнсис. Все бы ничего – если бы Фрэнсис не рассказывала нам всю эту историю в выражениях типа «прощай, моя любовь, судьба разлучает нас, но в моем сердце ты будешь жить вечно». То есть просчет сценария даже не в том, что для «Легенды» не важно ничего, кроме хруста карамелек и томных вздохов – а в том, что реющая за кадром героиня выглядит непроходимо глупой и пафосной в стиле бульварных женских романов.
Вдобавок к этому в фильме огромное количество второстепенных героев, которым нечего играть, а атмосфера создана из рук вон плохо. Это, кстати, не так страшно бросалось бы в глаза, если бы, например, не Пол Андерсон. Глянул на него, вспомнил «Острые козырьки» и прикрыл лицо рукою в немом горе.
Любой другой фильм это бы уничтожило – но, на всеобщее счастье, братьев Крей играет Том Харди. Если говорить честно, то фильм целиком и полностью состоит из Тома Харди. И ей-богу, если бы ему завтра давали номинацию на «Оскар», то надо было бы указать там только роль Ронни. Харди-Реджи мы уже видели, и не раз. Иногда кажется, что эта кожа очень крутого и обманчиво спокойного парня приросла к актеру намертво. Другое дело, что это зрелище не из тех, которые быстро надоедают. Даже там, где Реджи по сценарию должен «дать драму» настолько фальшивую и приторную, что сводит челюсти – Харди умудряется удерживать сцену.
Когда тот же самый Харди играет Ронни Крея, от него вообще невозможно оторвать глаз. Что уж там – невозможно вспомнить, что это один и тот же человек. Причем дело тут отнюдь не в гриме, а в том, что… ну, тут, очевидно, следовало бы сказать, что Харди – бог, но это будет выглядеть, как закадровое завывание Фрэнсис. Поэтому ограничимся констатацией факта: работа Тома Харди в «Легенде» великолепна, она делает весь фильм, который иначе было бы совершенно невозможно смотреть.
Степан Комаровский
Расписание сеансов смотрите в «Афише»