Район школы №17, время – около 22:00. В оконных проемах заброшенной водонапорной вышки мелькают лучи мощных фонарей. К машине организаторов, в которой сижу я и бывшая дозорная, подбегают двое мальчишек лет по 14: «А чо они там делают, а?». «Понимаете, каждую субботу в городе теряется очень много котят, вот ребята их и ищут», - отвечаем мы дозоровской шуткой. Потом, конечно же, подробно рассказываем об игре, о том, что такое локации, коды, уровни сложности… Мальчишки убежали от нас с горящими глазами и страстным желание поскорее вырасти, чтобы начать играть в Дозор.
О том, что по субботам город превращается в одну большую игровую площадку для больших и серьезных «детей», я знала и раньше, но вот сильного интереса к игре никогда не испытывала. А вот тут как-то спонтанно решила – надо попробовать! Но мне не интересно просто поиграть, мне хотелось разобраться во всем полностью – с самого момента, когда игра только рождается в голове организаторов. В общем, я не только играла, но и «делала» Дозор!
Этап №1: Идея.
Важно понять, какой будет игра, и чем ты хочешь занять игроков. Каждая игра имеет определенный сюжет, исходя из которого, формулируются задания, подбираются интересные объекты в городе и т.д. В этот раз мы писали игру «Новогодний Утренник».
Этап №2: Поиск локаций.
«Сегодня мы едем искать локи», - радостно сообщили мне организаторы игры. «Что, простите?» - задаю резонный вопрос я. Но меня уже никто не слушает, организаторы садятся в машину, обсуждая что-то на своем языке. Минут через 20 напряженной мозговой активности, я начинаю понимать, что «локи» - это локации, т.е. объекты, на которых расположены вожделенные коды. Как правило, это заброшенные или недостроенные здания, водонапорные вышки, сгоревшие дома, люки, канализации, лестницы в интересных и неожиданных местах. Из разговора я понимаю, что чем сложнее найти код – тем лучше, а если за ним надо куда-то залезать или спуститься – это вообще круто!
В самом центре города мы натыкаемся на огромное прекрасное разрушенное здание, в котором можно сделать целую игру (к тому моменту, я уже сама начала искать интересные локации!), но вот проблема – оно огорожено. Организаторам ничего не остается, как искать хозяев территории и договариваться с ними о том, что в какую-то субботнюю ночь сюда приедет много людей играть в Дозор.
- Если интересная локация огорожена, то договариваться надо обязательно. Территория может охраняться, поэтому играть там небезопасно. Как правило, проблем не возникает, но полицию могут вызвать - рассказывает один из организаторов игр Олег Дудукаленко.
В течение нескольких часов мы колесили по городу, и нашли порядка 15 интересных мест, где позже будут написаны коды для этой или следующей игры. Кстати, а вы знали, что в нашем городе есть три замечательных переулка: Новогодний, Хвойный и Снежный?
Этап №3: Подготовка интеллектуальных заданий.
На этом этапе я узнала еще одно «дозоровское» выражение: «орги едят грибы». «Орги» - это организаторы, а «грибы» - это замысловатая, совершенно непредсказуемая логика формулирования задания, которую нужно разгадать игрокам, чтобы пройти все уровни. Когда я читала эти задания впервые, если честно, вообще не поняла, что от меня хотят и как в ЭТОМ может быть что-то зашифровано. Не буду утомлять вас теорией, просто посмотрите сами:
«Решила Снежная королева порадовать вас салатиком, только ингредиенты странные какие-то у нее: 200 гр зонамей, 4 шт- ацяй, 500 гр цирука, 4 шт - фетолякара, 2 шт - царыго, 1 банка болотного коорагж и 1 шт виркомо. Что за салат такой странный? Он точно съедобный?» Ответ: салат «Оливье».
Этапы №4 и №5: Нанесение кодов, организационные моменты.
На этом этапе организаторы занимаются своей непосредственной деятельностью: они договариваются со спонсорами, прописывают маршруты, по которым будут ездить команды, готовят необходимые документы (перед каждой игрой подписывается соглашение участника и организатора о том, что игроки вполне самостоятельны и ответственны, для того, чтобы не подвергнуть свою жизнь опасности) и инвентарь, прописывают коды на «движке» - сайте игры, помогают командам, если это требуется. Перед самой игрой на выбранных локациях пишутся коды и ставятся метки. Непосредственного участия на этих этапах организаторы от меня не потребовали.
Этап №6, самый важный: День игры.
В течение этого дня я не видела нервно дергающихся глаз организаторов, не подносила им валерьянку и не выслушивала каждый 10 минут вопросы: «Точно все готово? Мы ничего не забыли? А вдруг им не понравится?». В этот день в 21:00 меня просто привезли на место, откуда началась игра, там уже ждали старта семь команд. «Новогодний утренник» начался в одном из торговых центров Читы и уже там дозорных ждал необычный аудио-код – его озвучили по громкой связи. Первый уровень все прошли быстро, и игроки отправились на следующие задания. Организаторы же распределились по самым опасным локациям – все ребята, конечно, здравомыслящие, но лишняя подстраховка не помешает. Кстати, на локациях с уровнем прохождения 3+ (опасно для жизни) обязательно находится кто-то из оргов.
И вот мы в районе школы №17, нам холодно – декабрьская ночь отказалась баловать дозорных высокими температурами, но очень интересно. Именно здесь самый высокий уровень сложности – узкий проход, похожий на печную трубу. Где-то в этой трубе написан код… Признаться честно, несмотря на то, что я знала как проходит игра, какие задачи стоит перед участниками и знала даже, что им еще придется пройти, я зашла в это заброшенное здание и растерялась – как я здесь должна искать коды? Но, надо сказать, замешательство мое было недолгим, и через несколько минут я с азартом высматривала заветные цифры и буквы на стенах, потолке и порогах. Поскольку я не являлась участником какой-то команды, то с каждым кодом я неслась к организаторам и спрашивала – правильно ли я нашла? Получив утвердительный ответ, снова уносилась на поиски.
Отдельно надо отметить логические задания. Определить, как работает голова у оргов, и « каких грибов они наелись», пока писали задания – это, скажу я вам, очень и очень непросто! Вот вам о чем-нибудь говорит сочетание букв КОЖЗГСФ? А это, между прочим, детская считалочка про цвета: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. А ведь штабы справлялись с заданиями на раз-два!
Примерно к третьему часу ночи все команды закончили выполнять задания и собрались в условленном месте для награждения. Пока организаторы подводили итоги и подписывали грамоты, я беседовала с участниками. Разгоряченные прошедшей схваткой, веселые, позитивные, дерзкие, все как один, парни и девчонки, новички и опытные игроки делились впечатлениями.
- Играем давно. Дозор помогает отдохнуть от рутины, отвлечься от проблем. Дома, конечно, боятся, переживают, но все равно понимают, - говорит опытный игрок Виталий.
- В Дозор я играю с 2009 года. В игре штабных есть свои плюсы: во-первых, ты сидишь в тепле, никуда не надо бегать, во-вторых, есть возможность воспользоваться своими знаниями, навыками. Весь жизненный опыт резко аккумулируется, и ты решаешь задания, над которыми кто-то будет долго тупить. Также есть возможность помочь своей команде, выполняя бонусные задания, – они сложнее и интересней. Как относятся близкие? Родные – смирились, знакомые – тоже. В Дозоре у меня появилось много друзей. Не редкость, когда, познакомившись на игре, дозорные создают семью. Сегодняшняя игра мне очень понравилась, драйв, эмоции, движение игры ощущалось даже в штабе, - рассказывает штабной игрок со стажем Екатерина Питерская.
- Я вообще играю первый раз, причем играли всей семьей – папе звонили, маме… Но в штаб не пойду, там другой мозг нужен! Все понравилось, организаторам большое спасибо, - говорит один из новичков.
- Мне кажется, невозможно всего описать словами – это можно только пережить. Не поймешь, пока не придешь и не поиграешь. Единственное, что останавливает людей перед игрой – это лень. Дозор - это адреналин, это эмоции, это возможность реализовать себя. Когда ты приходишь в ночные игры, открывается какая-то другая реальность. Команда – это клево. Сегодня мы отрывались по-полной: мы шутили, прикалывались, танцевали в машине. Вся игра была построена на динамике. Штаб тоже не остался обделенным – задания им «вкатили». Всем понравилось, - наперебой рассказывает одна из команд.
Свое мнение о ночных играх высказали и организаторы:
- Играть очень круто. Игра – это эмоции, драйв. Вообще, Дозор – это огромный простор для творчества и самореализации. Здесь ребята учатся работать в команде, думать, делать. Да, ночные игры – это определенные материальные и физические затраты, но в итоге ты получаешь такой драйв, такую отдачу, что на жизнь начинаешь смотреть по-другому, - говорит один из организаторов игры «Новогодний утренник», солист фокл-театра «Забайкалье» Олег Дудукаленко.
Все комментарии получены, ребята изнывают от нетерпения, и вот он – долгожданный момент подведения итогов! Не буду рассказывать, кто победил, но эмоции всех участник игры просто зашкаливали!
Дозорные разбрелись только под утро – надо было поделиться эмоциями, обсудить удачные моменты и подумать над ошибками. В эту субботу я засыпала уже глубоким воскресеньем. Я прекрасно понимаю, что каждые выходные вот так выходить в поле или следить за своей командой из штаба я не готова, но теперь я знаю, если меня затянет рутина и жизнь потеряет вкус, я найду номера знакомых дозорных и скажу: «Когда следующая игра? Я собираюсь».
История
DozoR или Дозор или Ночной Дозор в России появился в 2005 году. Это ночная командная игра, которая напоминает Зарницу и Форд Боярд одновременно: здесь и азарт соревнований на скорость, выносливость и быстроту реакции, и интеллектуальное соперничество, и возможность почувствовать себя членом большой команды также же увлеченных людей.
Если верить сайту Википедия, сейчас в Дозор играют жители свыше 180 городов по всей России, а также в странах ближнего зарубежья: в Молдавии, Казахстане, Украине, Литве и Узбекистане.
Играют все: студенты и преподаватели, офисные работники и электрики, продавцы и бизнесмены. В этой игре нет социальных статусов или уровней дохода, зато есть сплоченные команды и искреннее желание пройти все уровни быстрей. Играют на машинах с использованием современных средств связи – ноутбуки, телефоны, рации, навигация.
Если коротко, суть игры заключается в том, чтобы быстрее остальных разгадать хитрые задания, отыскать место, где написаны коды, «снять» их – сообщить в штаб, и пройти, таким образом, все уровни. Уровней, вопреки информации разных источников, не обязательно может быть 10. В зависимости от погодных условий, вида Дозора, который отыгрывается, от степени сложности заданий, от времени, на которое рассчитывают организаторы, уровней может быть больше или меньше. Команды в Дозоре обычно состоят из полевой части – те, кто непосредственно «снимает» коды, и штаба – мозгового центра команд, именно они разгадывают логические задачки.
В Чите Дозор появился в 2008 году и до сих пор успешно развивается, вовлекая в экстремальные игры новых и новых людей. Безусловно, люди приходят и уходят, в настоящий момент сложно подсчитать, сколько точно человек играет, но каждая субботняя ночь собирает не меньше 40 человек. Со временем появились похожие проекты: «Охота на рысь», «Мегаштурм», «Энкаунтер». Какие-то из них уже вошли в историю читинских ночных игр, какие-то продолжают жить и развиваться.