Заседание комитета против пыток ООН 8 ноября является плановым: каждая страна, ратифицировавшая конвенцию против пыток, раз в четыре года отчитывается перед объединенными нациями. В качестве независимых от властей экспертов ООН привлекла ряд известных российских НКО: «Общественный вердикт», «Мемориал», Институт прав человека, «Гражданское содействие», Молодежное правозащитное движение, Комитет против пыток и др. Их объединенный доклад и будет представлен на комитете.
Российские депутаты сочли активность докладчиков вредной — о нарушениях чиновников нужно сообщать властям, а не иностранцам, настаивают они. Так, вице-спикер Госдумы, единорос Сергей Железняк считает неправильным, что правозащитники сделали доклад для ООН, а не направили свои идеи в Совет по правам человека при президенте РФ либо омбудсмену Владимиру Лукину.
Правозащитники считают, что сейчас в России нет достоверной статистики о применении пыток, так как это преступление описывается не одной, а несколькими статьями УК. Руководитель «Общественного вердикта» Наталья Таубина, представляющая доклад в Женеве, рассказала РБК daily, что считает, что в УК должна быть отдельная статья «Пытки», касающаяся должностных лиц, создающих невыносимые условия для зависимых от них людей (солдат, заключенных и т.п.), и она должна быть более тяжкой, чем «Превышение должностных полномочий». Доклад охватывает широкий спектр проблем, так или иначе связанных с пытками: дедовщину в армии, ситуацию на Северном Кавказе, в психиатрических больницах, практику высылки из России иностранных граждан, которым на родине могут угрожать пытки, деятельность Следственного комитета, ход тюремной и полицейской реформы.
В докладе говорится, что условиями, способствующими пыткам, являются неуведомление полицейскими родственников о задержании человека, препятствия, которые следователи могут чинить родственникам и адвокатам для свидания с обвиняемыми в СИЗО. Несмотря на то, что в 2011 году правительство выпустило распоряжение, согласно которому тяжелобольных людей не нужно держать в СИЗО, за первые девять месяцев его действия были освобождены лишь 35 человек. Также правозащитники сетуют, что за СКР нет стороннего контроля, а в его подразделении, отвечающем за расследование должностных преступлений правоохранителей, — всего 60 следователей на всю страну.
Комитет против пыток ООН закончит анализ ситуации в России 12 ноября и может сформулировать ряд вопросов по так называемым приоритетным проблемам — через год Россия должна будет отчитаться о проделанной для их решения работе.