Уровень экономического оптимизма россиян — один из самых низких в группе из развивающихся экономик, куда входят страны БРИК, а также Турция, Саудовская Аравия, Индонезия и ЮАР. Как следует из опубликованного в среду ежегодного доклада Credit Suisse Research Institute (CSRI), посвященного потребительским настроениям в развивающихся странах, только 22% наших сограждан верят, что состояние их личных финансов улучшится в ближайшие полгода, сообщают «Ведомости».
Для сравнения: в Бразилии доля оптимистов составляет 66%, в Китае — 44% (не состоящие в БРИК Индонезия и Саудовская Аравия также приближаются к верхней границе спектра с 42 и 33% соответственно). По числу оптимистов Россия входит в «тройку с конца», занимая предпоследнее место, по количеству пессимистов — в тройку c начала, уступая лишь ЮАР.
Динамика настроений в России тоже не радует — процент оптимистов за вычетом пессимистов уменьшается из года в год: в 2012 г. он упал до 16% с 20% в 2011 г. Внутри БРИК сходная картина наблюдается лишь в Индии (40% — в 2010 г., когда CSRI готовил свой первый доклад, 36% — в 2011 г., 28% — в 2012-м). В Китае и Бразилии, наоборот, наблюдается рост коэффициента: с 31 до 39% и с 53 до 63% соответственно.
Экономические настроения, как выяснили в CSRI, не связаны с ростом ВВП. По данным МВФ, бразильская экономика в 2012 г. выросла на 1%, российская — на 3,6%, китайская — на 7,8%, в 2013 г. темпы роста Бразилии и России почти сравняются — 3,5% и 3,7%, у Китая вырастут до 8,2%.
Оптимизм тесно образом связан с ростом реальных доходов населения, считают в CSRI. Россияне не рассчитывают на быстрый рост доходов — ни в реальном, ни в номинальном выражении, причем малообеспеченных слоев населения это касается в гораздо большей степени: богатые с оптимизмом смотрят в будущее.
Еще одной причиной для расстройства служит удельный вес продуктов питания в структуре потребительской корзины наших сограждан. Россияне проедают 30% своих доходов, хотя в среднем в рассматриваемых развивающихся странах этот показатель не достигает и 20%. Как указывают авторы доклада, чем больше у потребителя уходит на еду, тем менее он склонен к оптимизму.
Население России научилось экономить, в частности, на газированных напитках — характерной для бедноты статье расходов. Любовь к алкоголю (особенно к крепким спиртным напиткам) по-прежнему выделяет Россию из общих рядов. Тем не менее борьба с алкоголизмом сделала свое дело: потребление пива за 2012 г. сократилось на 7%, а крепкого алкоголя — на 3%.
В отличие от китайцев и индийцев россияне не увеличили расходов на образование.
В России по-прежнему наблюдается низкий охват населения банковскими услугами; по сравнению с прошлогодними показателями зафиксировано лишь небольшое увеличение числа россиян, открывших счет в банке. В России нет культуры сбережений: имея относительно высокие доходы, россияне не привыкли копить на черный день или покупать страховки.