Антибюрократическая революция, о необходимости которой так долго говорила власть, окончательно провалилась?
Если кто-то ещё помнит о реформе государственного аппарата, затеянного федеральной властью несколько лет назад, то должен знать, ради чего она начиналась. Ну конечно же, ради повышения эффективности государственного управления – «лучше меньше да лучше».
Закон Паркинсона: чиновник непобедим
Говорили об этой реформе страстно! Решительно! Убедительно! Реформу называли не иначе как «антибюрократическая революция». Что в итоге? А в итоге – печальная констатация Счётной палаты: с 2012 по 2017 годы численность госслужащих в стране только росла, в 2016 году сократилась на 5,6%, но за счёт низового звена. А вот начальников стало больше: зам. руководителей федеральных органов – на 18%, директоров департаментов – на 21%, начальников управлений – на 13%. Кроме того, на 25% выросло количество подведомственных учреждений, которые создаются для обеспечения деятельности самих ведомств.
Таким образом, по данным Росстата, в настоящее время 2 млн. 146 тыс. работников органов власти в РФ распределены по трём «этажам». В федеральных органах власти работает 1 млн. 409,7 тыс. человек, в региональных органах – 259,3 тысячи, в органах муниципальной власти – 477,2 тыс. человек.
Обречённость в данной констатации нашей власти понять можно. Всё как в известном законе Паркинсона: численность персонала возрастает независимо от того, становится работы больше, меньше или её совсем нет. Есть две аксиомы: чиновники создают работу друг для друга, а также стремятся увеличивать число не соперников, а подчинённых. Америку мы уже по численности бюрократии обогнали. Например, в нашем Центробанке работает 75 тыс. человек, а в американской Федеральной Резервной Службе – менее 20 тысяч. А сравните объёмы денежных потоков у нас и у них!
В нашем регионе тоже видим ударные темпы размножения чиновников. Гражданских служащих у нас в крае – более 1800 человек плюс столько же, если не больше, обслуживающего персонала. Только в региональном Минфине усердно трудится 116 человек. А что в итоге? Госдолг Забайкалья только за 2017 год вырос на миллиард рублей и составляет около 29 миллиардов. До половины предприятий в крае имеют отрицательный баланс, нередки задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы, а здоровье краевого бюджета зависит от доброй воли федерального центра – дадут побольше денег или не дадут. В Министерстве сельского хозяйства трудится более 60 госслужащих и столько же обслуживающего персонала, хотя до 90% хозяйств в крае – это частные предприятия. Масса чиновников во всех министерствах и в администрации губернатора. Но вот успехами ни в экономической, ни в социальной сфере похвастаться нельзя – Забайкальский край находится в аутсайдерах даже в СибФО, не говоря уже о всей стране, люди массово уезжают в другие регионы, а прожектам, вроде мифического плана социально-экономического развития Забайкальского года до 2025 года, которые строит региональная власть, уже никто не верит.
Генералы без армий
Армия столоначальников у нас размножается такими темпами, что не поверил бы и оригинальный экономист и публицист Серил Норткот Паркинсон со своей смелой статистикой первой половины ХХ века! Лет пятнадцать назад в региональных исполнительных органах государственной власти Читинской области трудилось около 600 госслужащих. Сегодня же там – 1808 государственных мужей и дам. В администрации губернатора работает 123 госчиновник, ещё 40 – в администрации Агинского Бурятского округа. Да департамент управления делами губернатора насчитывает 41 чиновника (просьба не путать их со слесарями-сантехниками, кладовщиками, шофёрами, уборщицами и проч.).
Что происходит? Отраслевые министерства Забайкальского края – всё равно, что фронтовые штабы без армий и полков. Ну, чем они сегодня могут командовать, когда в крае более 80% - это частные предприятия? Но плодиться они умеют. Если в 2000 году в Читинской области в органах государственной власти и местного самоуправления работало 10776 чиновников (что значительно больше, чем в 90-е годы), то теперь – как минимум, в три раза больше.
А чиновник любит бумаги, которые являются его средством производства и источником коррупционного дохода. Бывший глава Центробанка, а ныне член совета директоров крупного банка Сергей Дубинин написал в популярной газете: «Один японский производитель автомобилей показал стопку бумаг высотой пять метров: «Эта та документация, которую мы сдали в регулирующие органы, чтобы нам разрешили в России построить завод».
Неудивительно, что и расходы на госаппарат возрастают.
«Превратились в нахлебников»
В конце прошлого года бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин внёс в администрацию президента России проект Центра стратегических разработок (ЦСР) по реформе госуправления. Команда Кудрина предложила в 2018-2024 годах сократить госаппарат и затраты на него примерно на 30% от нынешнего. Для этого предложено сформировать цифровую экосистему данных для госуправления, а в правительстве — «стратегический блок» под управлением вице-премьера как постоянный механизм проектной деятельности государства. Саму госслужбу ЦСР предлагает сделать смешанной, выделив в ней срочные контракты и «карьерный» трек, а также централизовав управление кадрами в Федеральном кадровом агентстве. Стоимость госуправления, согласно расчетам ЦСР, должна снизиться с нынешних 2844 руб. в год на каждого гражданина страны - до 1990 руб.
Порочность и громоздкость нынешней системы управления видят многие. Недавно, например, по этому поводу высказался в прессе бывший глава администрации Читинской области Борис Иванов. По его мнению (человека, который знает эту систему управления изнутри), она неоправданно велика. Вот что он говорит:
- Что касается структуры и штата губернатора, правительства и иных органов государственной власти Забайкальского края, то их «раздули», хотя многие функции давно переданы местному самоуправлению. Для координации действий хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления достаточно компактного аппарата. Изучите структуру и штатную численность администрации 90-х годов. Управлялись, хотя финансовое положение области было тяжелейшее и, тем не менее, свыше 75% доходной части регионального консолидированного бюджета формировалось за счёт местных источников. Сегодня зеркально: местные источники сокращаются, а субсидии и субвенции федерального бюджета в регион растут. В общем, превратились в «нахлебников», а расходы на оплату труда государственных и муниципальных служащих растут независимо от результатов труда. В 90-е годы премия глав администраций городов и районов начислялась дифференцированно в зависимости от выполнения ими местного бюджета за счёт собственных источников».
И далее: Ждановой надо провести тщательную сверку штатного расписания аппарата органов управления с возложенными на них функциями и после этого решительно привести всё в соответствие. Штаты и структуру неоправданно и не рационально «раздули» два её предшественника, а Жданова «стесняется» навести порядок».
На мой взгляд, трудно не согласиться с Борисом Петровичем.