В мае-июне продажи билетов на поезда дальнего следования сократились на 20%. Пассажиры с железной дороги пересаживаются на самолеты, пишут «Ведомости».
Сокращение государственных субсидий на железнодорожные перевозки в 2013 г. вызвало рост цен на билеты и может привести к резкому сокращению подвижности населения, предупреждает издание. В мае-июне произошло резкое падение продаж билетов на поезда дальнего следования: на 15% - по Москве, на 22% - по России.
В 2013 году на компенсацию потерь от перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах предусмотрены субсидии в размере 13,2 млрд руб., в то время как расчетная потребность в субсидиях составляет 36,3 млрд руб.
- Перевозки в плацкартных вагонах убыточны примерно на 50%, выпадающие доходы пришлось компенсировать за счет пассажиров, - пишут «Ведомости». - В соответствии с приказом ФСТ России была проведена дополнительная индексация - на 10% - тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования. Общее повышение тарифа по сравнению с прошлым годом составило 20%».
По подсчетам РЖД за первое полугодие потеряла около 1,3 млн пассажиров, или 2,5% трафика на поездах дальнего следования. Но падение убыстряется, в июне оно составило уже 5,7%.
Частично пассажиры пересаживаются на самолеты, полагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
- Билет в купейном вагоне еще в прошлом году приближался к стоимости авиабилета, а теперь РЖД получила - впервые в своей истории - возможность ввести динамический тариф на перевозки, -продолжает Бурмистров, - после чего в Санкт-Петербург из Москвы, например, можно уехать и за 2000 руб., и за 8000 руб., чем ближе к дате поездки, тем дороже. Билеты на самолет выходят дешевле.
Частичное перераспределение пассажиропотока привело к тому, что самолеты на внутренних рейсах летают с максимальной загрузкой, подтверждают топ-менеджер «Сибири» и представитель «Ютэйр», крупнейших перевозчиков на внутренних маршрутах.
За май-июнь, по данным «Росавиации», авиаперевозки выросли на 7,7% — против 3,5% в прошлом году. Процесс подхлестывается тем, что правительство субсидирует региональные авиаперевозки в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах и в Поволжье.