Минимальный набор продуктов питания в Забайкалье подорожал на 420 рублей

Экономика, 13:55, 15 мая 2008

Отставка замгубернатора и руководителя его администрации Дмитрия Кочергина даёт повод ещё раз задуматься о том, стоит ли ставить на ключевые должности людей, которые для этого ещё просто не созрели. А примеров таких у нас хватает.

Много амбиций, да нет амуниций

Трудно сказать теперь, чем руководствовалась экс-глава региона Наталья Жданова, поспешно назначая Дмитрия Кочергина своим заместителем и руководителем администрации губернатора, а затем и заместителем председателя правительства Забайкальского края. Должность, как видим, ответственная, но был ли готов назначенец к её адекватному исполнению? Ну, после юрфака поработал немного на одной из кафедр ЗабГУ, затем шесть лет был функционером исполкома партии «Единая Россия», совсем немного - представителем ООО «Мангазея Золото». И почему-то Наталья Жданова, сев в кресло губернатора, решила, что ему можно доверить сразу высокую должность своего заместителя да плюс к тому заместителя правительства региона.

В чём тут дело? Думаю, во-первых, дело в неопытности самой Натальи Николаевны, которая взлетела на должность губернатора совершенно неожиданно, без должной подготовки и не сумела сразу увидеть опасность назначения на один из ключевых постов неподготовленного человека. Дескать, товарищ по партии, бойкий функционер – свой. Стоит вспомнить, как она назначала на важные должности в своей команде людей, совершенно не готовых их исполнять. Что, впрочем, и явилось главной причиной её скоропостижной отставки. А, во-вторых, и это главное, Наталья Жданова переняла «опыт» подобного рода выдвижения на ключевые посты от прежних глав Забайкальского края - Равиля Гениатулина и Константина Ильковского, о чём скажем ниже. И закрыла глаза на то, чем это кончалось.

А ведь в обязанность Кочергина на его посту входили большие полномочия, требующие серьёзной практической подготовки, опыта работы с самых первых ступенек управленческой деятельности. Например, контроль и координация деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по важнейшим направлениям, взаимодействие и координация деятельности исполнительных органов государственной власти региона и органов местного самоуправления, а также развитие местного самоуправления и муниципальной службы, противодействие коррупции, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, ряд других серьёзных направлений работы.

Такого опыта, конечно же, у Кочергина не было, но было много амбиций. Поэтому его первые же выступления перед главами районов и муниципальных образований носили хоть и амбициозный, но совершенно беспомощный характер. Большинство глав местного самоуправления тут же перестали ему доверять, а без доверия его работа сводилась к нулю.

Желаемое и действительное

Вообще, если и запомнился Кочергин на своём посту, то в роли пламенного пропагандиста так называемого Комплексного плана развития Забайкальского края до 2030 года, который администрация позиционировала как «президентский план». Будь Дмитрий Валерьевич более опытным управленцем, он не стал бы так отчаянно пропагандировать то, что ещё не отработано до конца, не рассмотрено в правительстве и, несмотря на важные резолюции, может вполне не состояться. Так, впрочем, впоследствии и случилось – никакого комплексного плана не получилось, а вышел банальный перечень первоочередных мероприятий с участием федеральных ведомств и без гарантированного финансирования.

Но с самого начала Кочергин ссылался на этот мифический комплексный план как на уже состоявшуюся реальность. Сегодня его ответы в СМИ, где он всё рисовал розовой краской, вызывают лишь горькую улыбку. Например, ему задают вопрос: куда производителям девать сельхозпродукцию? Отвечает, что это будет обеспечено за счет увеличения инвестиций в 2,5-3 раза, включая первичную обработку шерсти. Самыми высокими темпами, сообщает он, будет расти производство сельхозпродукции в натуральном выражении за счет вовлечения в оборот пахотных земель и пастбищ, а также повышения урожайности основных культур. Его бы устами да мёд пить, но где эти инвестиции, которые помогут обеспечить всё обещанное?

Дальше – больше. Кочергин заявляет: «Реализация мероприятий Комплексного плана после 2017 года обеспечит ежегодные темпы роста валового регионального продукта примерно в 3,5-4%. Это обеспечит практически удвоение ВРП к 2030 году». Снова миф. Пока идёт спад производства по ключевым отраслям в крае. И таковы заявления амбициозного зама губернатора по многим позициям. То ли Кочергин и вправду поверил по неопытности во все эти и другие сказки, то ли он попросту вводил в заблуждение население края? Злая ирония заключалась ещё и в том, что именно в это время, в 2017 году, Кочергин вместе с другими должностными лицами безапелляционно выступает за сокращение и ликвидацию льгот целому ряду льготников – ветеранам труда, многодетным матерям и др. «Нет другого выхода, - заявлял Кочергин во всех выступлениях. – Бюджет не позволяет».

Собственно, другой активностью Дмитрий Кочергин и не запомнился.

Не искать, а выращивать

Дмитрий Кочергин – не единственный выдвиженец на высокий пост в нашем крае, который стал жертвой поспешности в назначении без учёта опыта и персональных возможностей. Можно вспомнить и других управленцев, которым пришлось быстро завершить свою карьеру именно по этой причине. Это касается таких отраслей как сельское хозяйство, здравоохранение, спорт…

И вот тут встаёт вопрос о кадровой политике в регионе, которая ещё со времён Равиля Гениатулина стала приобретать черты волюнтаризма. Это же он, Равиль Фаритович, однажды удивил всех, поставив на должности заместителей губернатора и замов председателя правительства Забайкальского края Александра Холмогорова и Евгения Вишнякова. Молодые ребята, ничем себя особо не проявившие на второстепенных должностях в бюрократическом аппарате, вдруг вознеслись на такую высоту. Этим только был нанесён вред и самим, безусловно, способным молодым людям (вскоре им пришлось покинуть посты), и общему делу. Зачем, что побуждало губернатора к этому? Единственно – требование омоложения кадров. Дело хорошее, конечно. Но забыли о главном. На мой взгляд, на высокие должности надо назначать не по признаку возраста (хотя и это важно), а выращивать кадры, как выращивают ценную культуру – начиная с обработки зерна, а потом бережно ухаживая за всходами, изучая их поведение, выпалывая сорняки и т.д. Когда-то в крае был отработан такой механизм работы – подготовка специалистов и продвижение их по служебной лестнице. Почему бы не вернуться к этому опыту?

Сейчас по инициативе врио губернатора края идёт работа по выявлению способных управленцев. Но это только начало. Выявить способных – не значит сразу их поставить на высокие посты. Более серьёзная работа будет потом: надо «обкатать» их на практической стезе, узнать их деловые качества, истинные мотивы стать управленцами, а потом уже и доверять высокие должности.

Думаю, без этого так и будем спотыкаться о дилетантов.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности