В этом году исполняется пять лет «мусорной реформе» в стране и в нашем крае. В былые времена за пятилетку свершались великие дела. У нас же эту проблему, по оценке члена Общественной палаты России Анатолия Старостина, «проспали». Ни тебе раздельного сбора мусора, ни его переработки, зато ежегодно выявляют сотни гектаров стихийных свалок.
Деньги превратились в мусор
Если быть более точным, то «мусорную реформу» у нас не проспали, нет. Её просто заболтали. И не за пятилетку, а за гораздо более длинный срок. О ней можно писать сагу, но, похоже, как краевым властям, так и власти Читы по причине их частой сменяемости и не желания заглянуть в документы ушедших с авансцены чиновников, она просто не известна.
Ну, придётся кое-что напомнить. Ещё в 2012 году в Чите случилась чуть ли не мусорная революция, когда руководители мэрии и городской Думы заявили, что мусору в столице Забайкальского края будет положен конец, и скоро у нас появится импортный мусороперерабатывающий завод. О нём и горожане, и власти мечтали с тех пор, как ещё в 2007 году мэрия Читы и ЗАО «Национальный экологический промышленный альянс» подписали договор о строительстве завода. Понятно почему: как и сегодня, в то время окрестные леса и поля вокруг краевого центра обросли несанкционированными свалками, отравляющими воздух и всю природу.
В 2011 году властями Читы был принят Генплан, согласно которого в районе Антипихи, на территории отработанного карьера Силикатного завода, должен был появиться мусороперерабатывающий завод. По плану закупили испанское оборудование за счёт инвестиционной программы, затратив более 450 миллионов рублей (в то время деньги были гораздо дороже нынешних). Уже в 2013 году планировали предприятие запустить, и оно должно было перерабатывать примерно по 700 тысяч тонн мусора ежегодно.
Конечно, хотели, как лучше, но получилось, как всегда. Оборудование частично установили, но дальше дело не пошло. Власти Читы в лице мэра Анатолия Михалёва и городских депутатов просили обещанные краевым руководством 100 миллионов рублей на достройку завода, а у того и так бюджет был дефицитным, денег не хватало даже на зарплату бюджетникам. Дело застопорилось, железо ржавело, и про завод как-то постепенно все забыли, махнули на него и на затраченные деньги рукой. Что с этим проектом стало и на что списаны сотни миллионов народных средств – пока неясно. История один в один повторила эпопею со строительством фабрики ПОШОР (первичной обработки шерсти органическими растворителями) в районе КСК. Тогда также бывшей областной властью были затрачены немалые деньги на покупку у бельгийцев оборудования, которое так и сгнило под забором, и никакой фабрики очистки шерсти по передовой технологии в Забайкальском крае не появилось. От этого проекта отмахнулись даже наши правоохранители, которые не очень проявляют внимание к подобного рода «хозяйствованию».
О дурно пахнущей истории с заводом по переработке мусора тоже предпочитают не вспоминать.
Стратегии и планы ушли… в отходы
Беда старая: те, кто у нас пишут стратегии и планы, в том числе и по борьбе с мусором, за их исполнение не отвечают. А те, кто приходит на их место, ими попросту не интересуются. И уж если говорить о планах по поводу мусора, то наша власть изобрела множество прожектов, о которых не грех и вспомнить. В частности, Генпланом развития Читы, принятом в декабре 2011 года, в комплексе с проектируемым полигоном ТБО предлагалось разместить мусороперерабатывающее предприятие (МПП) с технологией «Сортировка с прессованием и захоронением неиспользуемого остатка». Говорилось, что размещение МПП возможно в районе базы ОАО «Забайкалспецтранс». В этом случае, исходя из экономической продуктивности и экологической безопасности, планировалось применяться двухэтапная технология транспортировки отходов.
Что это могло дать? Тоже разъяснялось: размещение в городе мусоросортировочного комплекса создало бы предпосылки для развития предприятий по вторичной переработке отходов. И далее: специальной программой в городе необходимо было разработать мероприятия по переходу к интенсивному селективному сбору отходов в местах его образования, что позволило бы дополнительно сократить объемы ТБО, вывозимых на полигон. На территории нового полигона ТБО рекомендовалось выделить площадку под строительство биотермической ямы для захоронения трупов животных.
И очень важно: все несанкционированные свалки, имеющиеся на территории города, подлежат ликвидации. Напоминаем, что это всё было запланировано 10 лет назад. Где эти планы сегодня? По поводу биометрической ямы напомним недавний конфликт жителей с. Ивановка по поводу захоронения близ населённого пункта трупов чумных свиней. Как бы здесь помогла биотермическая яма, но её нет и через 10 лет после принятия Генплана. Вместо делового решения вопроса, власти в лице сотрудников полиции, предпочитают давить на протестующих жителей села, угрожать им, хватать некоторых, тащить в кутузку и т.д. И это лицо нашей народной власти?
Читать прожекты Генплана по очистке города от мусора – одно удовольствие, всё предусмотрено. Система сбора ТБО в городе, говорилось в нём, нуждается в установке современных и отвечающих эстетическим требованиям контейнерных площадок - необходимо строительство новых площадок и приобретение контейнеров как для ТБО, так и для КГМ. Для вывоза расчётного объёма ТБО и обеспечения зимней и летней уборки улиц планировалось приобретение достаточного количества современного спецтранспорта. И, наконец, для окончательного решения проблемы санитарной очистки города, рекомендовалось на основании утвержденного Генерального плана поручить специализированной организации разработать проект «Генеральная схема санитарной очистки города Чита». Прошло 10 лет. Где всё это сегодня? В мусорных баках?
Но зато теперь есть ещё и стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Чита» до 2030 года, принятая в 2018 году. И туда кочуют благие намерения по очистке краевого центра от мусора. Оценка выполнения Генплана Читы, прямо скажем, убийственная. В стратегии говорится: «Длительное загрязнение территории г. Читы вызвало общую деградацию окружающей природной среды». За последнее десятилетие, уточняется в документе, количество коммунальных отходов увеличилось. В настоящее время на территории города зафиксировано 150 несанкционированных свалок общей площадью 8000 кв. м. Ежегодно на территории города образуется 21 тысяча кубометров ТБО, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнить окружающую среду.
В общем, всё старая песня: власть бьёт тревогу. Десятилетиями. Но что предпринимает? Пишет всё новые и новые планы и стратегии, которые идут в архив, поскольку новые представители власти ими не интересуются и почти ничего практически не предпринимают.
Да, сегодня в крае работает «Олерон», который вывозит накапливаемый в контейнерах мусор. Но ведь «мусорная реформа» предусматривает не только это, а и раздельный сбор отходов, его глубокую переработку и ликвидацию всех стихийных свалок.
Само по себе всё это не появится. И прав Анатолий Старостин, который возможно грубовато, но верно говорит о бездействии власти.