УФАС Забайкальского края проанализировало темпы роста цен (биржевых, закупочных, розничных) на нефтепродукты ПАО «Нефтемаркет» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 (крупных продавцов бензина в регионе) за период с января по декабрь 2017 года. Нарушений не выявлено, сообщается на сайте ведомства 17 января. В УФАС отметили, что решающее влияние на розничные цены оказывают биржевые и закупочные цены, которые за последний год резко изменились.?
«По результатам данного анализа следует, что крупные продавцы нефтепродуктов на территории Забайкальского края временно сдерживали рост розничных цен на автомобильные бензины и зимнее дизельное топливо, не смотря на высокий уровень роста биржевых и закупочных цен. Нарушений антимонопольного законодательства со стороны ПАО «Нефтемаркет» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 не зафиксировано», - в частности, отмечается в документе.
УФАС напомнило, что, начиная с ноября 2017 года, по всей России медленно, но верно начала расти розничная цена на бензин и дизтопливо.
«Сам факт осеннего подорожания не нов, особенно на дизельное топливо, это было всегда – сезонный фактор, замена летней солярки на зимние сорта, а они всегда дороже. Однако динамика роста, пиковые показатели к декабрю стали зашкаливать. Причиной такого нестандартного поведения на рынке, когда резко пошли вверх цены предложений на бирже и оптовые в регионах, - в неожиданной остановке одной их ключевых установок каталитического крекинга на Московском НПЗ «Газпромнефти», что привело к резкому снижению предложений к продаже, т.е. образованию дефицита. С учетом внеплановой остановки недопоставка ежедневно свыше 10 тысяч тонн топлива вынудила перенаправление в центр России больших партий горючки, других НПЗ, включая Омский. Ситуация дефицита докатилась и до Сибири, в частности Иркутска, где на ряде АЗС в течение нескольких дней отсутствовали отдельные виды топлива», - подчеркнули в ведомстве.
По данным УФАС, общероссийские тенденции на топливном рынке не обошли стороной и Забайкалье. Однако у нас есть еще одна серьезная особенность – присутствие всего лишь одного ВИНКа (вертикально – интегрированной нефтяной компании) – Роснефть – и то лишь в лице филиала №7. У ряда субъектов на территории есть 2 или 3 ВИНКа, а это конкуренция, однозначно снижающая цены.
«Далее, если даже ВИНК единственная, но представлена «дочерней» компанией (как в Бурятии), а это «дочка» владеет большим количеством АЗС в регионе – уровень цены в рознице будет минимальным. Вот почему в Бурятии цены ниже Иркутских. Наша же самая крупная сеть в рознице ПАО «Нефтемаркет» не является дочерней компанией «Роснефть», у него свои поставщики топлива, и уровень их закупочных цен превышает цены «Роснефть» и других ВИНК», - добавили в Управлении.
В Забайкальском крае АЗС «Роснефть» всего 6, половина которых расположена на федеральных трассах. Автолюбители знают разницу в ценах на этих АЗС.
«В краевом центре достаточно развита конкуренция, «Нефтемаркет» вынужден здесь торговать по минимальным ценам, зачастую себе в убыток. В районах же края присутствие конкурентных «Нефтемаркету» АЗС минимально, в девяти районах акционерное общество вообще единственное, поэтому калькуляция цен с затратами на закуп, доставку, перевалку через 5 нефтебаз, содержание хранилищ ГСМ, налоговая составляющая и т. д. у этого акционерного общества такая, какая есть. Она объективно выше, чем у других», - говорится в релизе.
Отметим, что в декабре 2017 года в Забайкальское УФАС поступили десятки жалоб на резкий рост цен на ГСМ, особенно на дизтопливо. Они были как напрямую, так и на электронную почту, через Москву – ФАС и администрацию президента, от правительства Забайкальского края и краевой прокуратуры. В поступивших жалобах – возмущенное требование провести проверку, наказать и т.д.
«Проверка завершена, однако ее результаты разочаруют заявителей», - отмечается в документе.
Более подробно с анализом можно ознакомиться здесь