Сегодня вечером в читинской синагоге состоится торжественное богослужение, посвященное встрече одного из трех наиболее значимых дней иудейского календаря – праздника Пейсах. Для совершения обряда 25 марта в Читу прибыл московский раввин Давид Блох.
Истоки праздника Пейсах восходят к рассказу о бегстве евреев из Египта, где они в течение многих лет были рабами у фараона. Согласно преданию, продолжалось это до тех пор, пока во главе иудеев не встал пророк Моисей, устами которого Бог обратился к своему народу. Однако египетский фараон долгое время не разрешал евреям покинуть его страну, находя одну отговорку за другой. Но когда Бог, решивший наказать строптивых египтян, в одну ночь истребил всех первенцев в каждой их семье, фараон потребовал, чтобы народ, возглавляемый Моисеем, покинул берега Нила.
Сделать это евреям пришлось в невероятной спешке, память о которой сохранилась сегодня не только в книге Моисея, но и в тех блюдах, что вкушают иудеи в праздничный день. Так, в пасхальный вечер перед каждым на стол ставится блюдо, все продукты которого символизируют исход из Египта. Это стакан с вином, сваренное вкрутую яйцо, несколько горьких трав, напоминающих о страданиях пережитых в “земле фараона”, тертое яблоко, лук и маца — пресный хлеб. Тот же набор будет сегодня предложен и всем собравшимся на Пейсах в читинской синагоге. Сама трапеза, начавшись с появлением на небе первых звезд, включает рассказ раввина о жизни евреев в Египте и об их бегстве оттуда (седер), который то и дело прерывается молитвой.
Пейсах считается важнейшим праздником иудаизма. К этому дню иудеи готовятся заранее, очищая жилье и синагогу от любой крошки квасного хлеба и закупая продукты, необходимые для праздника. По иудейскому закону, очищать же синагогу и читать седер может только учитель, то есть раввин. И хотя община евреев Читы не имеет своего постоянного раввина, его присылают сюда для проведения этого праздника.
В наш город уже шесть лет приезжает раввин из Москвы Давид Блох. По его словам, читинская община – одна из крупнейших в Сибири и уже давно нуждается в своем постоянном раввине, который, во-первых, найдя контакт с местной властью, вернул бы верующим здание синагоги, а, во-вторых, стал бы тем стержнем, вокруг которого возросла и укрепилась иудейская община края.
Напомним, что читинская синагога, национализированная большевиками еще в 1930-е годы, так и не возвращена верующим.